«Старая» религия в Англии

Можно ли было увидеть следы «старой» религии — совокупности верований и практик германо-скандинавского происхождения, относящихся к периоду до христианизации острова, — в религиозных традициях елизаветинского периода? Многие исследователи положительно отвечают на этот вопрос, однако здесь следует внести некоторые пояснения. Старые боги, среди которых следует упомянуть прежде всего Одина и Тора, были забыты, и, если все еще сохранились некоторые старинные предрассудки и суеверия, они относились к сфере фольклора — от устных традиций до психологических реакций, усвоенных в процессе воспитания. Нельзя приуменьшать значение поэтического народного творчества. Значительное число народных баллад, коротких повествовательных поэм, которые устно передавались из поколения в поколение и исполнялись на музыку, так же служившую для других текстов, имели в своей основе представления и верования, восходившие к первым германским и скандинавским завоевателям. Страх и восхищение перед сверхъестественным уходят корнями в глубокое прошлое. Привидения, колдуны и ведьмы, феи и гоблины относились к сфере дохристианских верований, однако христианство не отвергло их полностью, а протестантизм в каком- то смысле дал им новую жизнь. Демонология, которой увлекался король Шотландии Яков VI, основывалась на уверенности, что Дьявол и его приспешники появляются на земле в различных обличьях и вмешиваются в дела людей различными способами.

Демоны, духи и другие ночные видения изобиловали в древних представлениях о мире, в которых сосуществовали видимое и невидимое.

Так называемая охота на ведьм, чаще имевшая место в Шотландии, чем в Англии, с одной стороны, была результатом подпитываемых религиозным фанатизмом предрассудков, а с другой — была связана с тем, что некоторые люди полагали себя обладателями магических и пророческих качеств. Например, на островах на севере Шотландии ведьмы продавали ветер морякам.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 196-198.

Понятие: