Японский буддизм Средневековья и начала Нового времени
Средневековый японский буддизм существенно отличался от форм буддийского мышления и текущей практики аристократического периода Хэйан. В течение указанного периода Хэйан буддизм в значительной степени определяли киотские аристократы, и в их трактовке он отличался, в частности, использованием дорогих обрядов с акцентом на официальной буддийской иерархии. Такое восприятие буддизма начало рушиться уже во второй половине периода Хэйан, и к началу Средневековья в стране возникли новые буддийские школы, несшие буддийское понимание спасения более широким слоям японского населения. Эти новые школы буддизма — Чистой Земли, Нитирэн и дзэн — хотя и не были полностью свободны от политических и других влияний, сумели переместить центр японского буддийского мышления и практики, что привело к распространению этой религии среди всех сословий японского общества.
И Чистая Земля, и Нитирэн подчеркивали представление о том, что Япония вступила в так называемый период маппо (конец Дхармы). Согласно этому представлению, с момента, когда исторический Будда проповедовал Дхарму в Древней Индии, прошло так много времени, что становилось все труднее и труднее понять истинное значение положений его учения. В результате идея о том, что необходимо полагаться на свои собственные силы для достижения просветления, уступила место представлению о том, что единственную надежду на спасение сулит вера в сострадание будды или бодхисатвы. С этой целью адепты Чистой Земли подчеркивали необходимость декламации имени Будды Амиды (нэмбуцу), чтобы, полагаясь на его благосклонность и силы, заново родиться в его Чистой Земле (или За-падном Раю). Аналогичным образом школа Нитирэн требовала декламации священного названия Сутры Лотоса, чтобы достичь спасения в оскверненном и нечистом мире. Школа Нитирэн понимала спасение как принятие всей Японией учения Сутры Лотоса, что в итоге должно положить начало Буддийской эпохе в мире. Последователи учений Чистой Земли и Нитирэн видели доказательство близости Дхармы к концу в общественных и политических беспорядках и в распространении посеянного человеком зла по всей земле. Выход давало только бегство из этого несчастного мира. Обе эти школы, обещавшие спасение людям, сделались популярными в Средневековье.
Школы дзэн, напротив, отрицали понятие маппо. Вместо этого они учили идее просветления, достигаемого в контексте каждодневной жизни. И его следовало достигать не посредством внешних сил, как проповедовали школы Чистой Земли и Нитирэн, а через традиционные буддийские способы, в частности через медитацию, которая ведет к религиозному пробуждению. Дзэн также вполне соответствовала монашеским традициям, предоставив необходимую поддержку для занятий строгой умозрительной практикой. По этой причине школа дзэн была намного менее популярна, чем основанные на вере формы буддизма Камакура.
Важно подчеркнуть, однако, что новые буддийские школы времени Камакура не вытесняли собой более древние формы японского буддизма. Для средневекового периода, напротив, характерны новшества, исходящие из этих старинных школ. В период Кама-кура, например, священники буддийских школ Нара активно участвовали в движениях по возрождению монашеских принципов. Мёэ (1173—1232), священник школы Кэгон, отстаивал строгую приверженность монашеским принципам. Точно так же Эйдзон (1201—1290), священник школы Рицу, стремился передать эти рекомендации своему поколению. Приобретая последователей среди аристократической и военной элиты, он в то же время учил этим принципам и низшие сословия.
К концу периодов Камакура и Муромати дзэн-буддизм пользовался покровительством представителей военного сословия, включая семью регентов Ходзё и непосредственно сёгунов. Одним из результатов этого покровительства стало сооружение системы храмов школы Риндзай Дзэн, известной как Годзан («Пять гор»). Эта иерархическая система монастырей в Киото и Камакура опиралась на поддержку богатых и могущественных покровителей. Дзэн-буддизм также оказал существенное влияние на японское искусство и литературу.
Школы Чистой Земли и Нитирэн продолжали процветать и в период Муромати. Буддийской школой Истинной Чистой Земли (Дзодо-синсю) умело руководил священник Реннё (1415—1499), предпринимавший усилия по расширению области ее влияния. В результате ему удалось создать мощное религиозное движение, центр которого находился в Хонгандзи, Киото. Позиции школы Нитирэн в регионе Киото также весьма укрепились в XV в. Рост влияния Нитирэн заставил в 1536 г. главный штаб школы Тэндай послать с горы Хиэй армию вооруженных монахов, чтобы разрушить храмы Нитирэн в Киото.
Роль буддизма в Японии периода Эдо стала намного более сложной, чем в более раннее время. В эти годы верховенство буддизма как основного пути восприятия мира столкнулось с новыми синтоистскими движениями и влияниями неоконфуцианских идей на японское мышление. Хотя японский буддизм всегда был связан с государством и политическими интересами, эти связи стали особенно заметными в период Эдо. В начале XVII столетия сёгуны Токугава запретили сперва христианство, а позднее практически все внешние контакты — из-за страха перед силой воздействия западных вероучений. Правительство использовало буддизм как способ наблюдения за выполнением этого запрета и проведения своей изоляционистской политики.
Одним из способов реализации этого был насильственный отказ христианизированных японцев от новой веры. Система сюмон аратамэ, или расследование религиозных привязанностей, превратили буддийские храмы в бюрократические отделения сёгуната. Система приходской (данка) регистрации требовала, чтобы каждая японская семья зарегистрировалась в местном храме и получила свидетельство о том, что ее члены не являются христианами. Храмы были обязаны предоставлять эту информацию местному феодалу. По мере развития системы данка появились и другие обязанности, например финансовые пожертвования храмам, ежегодное посещение находящихся близ храмов могил родственников и присутствие в храме при совершении важных обрядов. Таким образом, буддийские храмы оказались в роли надсмотрщиков за религиозной жизнью своих прихожан.
Однако буддизм периода Эдо не только служил органом государственного контроля. В этот период также происходили динамичные изменения в религиозном мышлении и практике. Примечательно то, что в начале Нового времени появилась новая школа учения дзэн, известная как школа Обаку. Эта школа возникла в результате деятельности китайского учителя дзэн, известного в Японии под именем Ингэн Рюки (1592-1673), который в 1654 г. поселился в Нагасаки, куда был разрешен ограниченный доступ китайским торговцам при изоляционистской политике периода Эдо. Учение Ингэна привлекло внимание множества учеников, и в том числе Токугава Иэцуна (1641—1680), четвертогосёгуна. Ингэн получил землю около Киото в Удзи для строительства храма. Мампукудзи, построенный в 1661 г., стал центром Обаку Дзэн. Эта форма дзэн соединяла в себе практику сидячей медитации дзадзэн и декламацию нэмбуцу.
Однако не все нововведения периода Эдо требовали учреждения новых школ. Для этого времени характерно оживление деятельности уже устоявшихся буддийских школы — обычно под руководством монахов. Среди известных деятелей дзэн следует назвать Судзуки Сёсан (1579—1655), Хакуин Экаку (1685—1768) и Рёкан (1758—1831). Священник Сото Дзэн Сёсан обладал богатым военным прошлым, он сражался на стороне Токугава в битве при Сэкигахара и участвовал в осаде замка Осака. Став монахом дзэн, он проповедовал необходимость практиковать это учение в контексте повседневной жизни. Он подчеркивал важность добродетели и трудолюбия, рассматривая их как аспекты надлежащей практики дзэн. Хакуин, священник школы Риндзай, стремился распространить учение дзэн среди всего народа и писал об идеях и практике дзэн в легкодоступной манере. Благодаря его усилиям в период Эдо вновь возродился интерес к учению Риндзай. Рёкан, священник Сото Дзэн и поэт, вел жизнь нищенствующего монаха и выражал через поэзию свои религиозные чувства, особенно сострадание ко всем живым существам.
Кроме того, период Эдо стал временем возрождения практики монашеских принципов священником школы Сингон ДзиунОнко (1718—1804); вэто же время распространилась Дзодо- синсю (школа Истинной Чистой Земли), проповедовавшая скромную духовную жизнь и пропагандировавшая учение Чистой Земли среди простых людей. Сторонников ее стали называть мёконин - «чудесно хорошими».
Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 266-268.