Тоталитаризм (Осипов, 2014)
ТОТАЛИТАРИЗМ (от лат. totus — весь, целый, совокупный) — система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемой лидером («фюрером», «дуче», «каудильо» и т. д.). Основной социальной силой, на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни (люмпен-пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства, люмпен-интеллигенция), отличающееся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов, собственности и т. д. Процесс становления и утверждения тоталитаризма наряду с люмпенизацией общества предполагает насильственную организацию общественной жизни на принципах «чрезвычайного положения», сопровождающегося милитаризацией. Такая «организация» общественной жизни достигается применением средств прямого террора, инициируемого сверху, поддерживаемого и активно осуществляемого люмпенизированной части общества. Форма вооруженного террора создает модель «социального порядка», в соответствии с которой структурируется все общество.
Ведущей и безусловно доминирующей формой социальных отношений в условиях тоталитаризма является политика, основанная на прямом насилии, поэтому «политизация» тоталитарного общества неизбежно сопровождается его милитаризацией. Бюрократизация милитаризованных отношений в тоталитарном государстве, поддерживаемых с помощью перманентного применения вооруженной силы, остается главным и основным способом «совершенствования» социального порядка. Идейные истоки тоталитаризма многие социологи усматривают в утопических концепциях, нацеленных на создание «заново» всей системы обществ, отношений с помощью «директивного принципа», ориентированного на некий «образец», сконструированный чисто умозрительным путем. По их мнению, в основании идеологии современных форм тоталитаризма лежат, с одной стороны, идеологические концепции Дж. Джентиле, Б. Муссолини, А. Гитлера и А. Розенберга, с другой — идеи «левых коммунистов» и Л.Д. Троцкого. Как правило, различаются два варианта тоталитаризма — право-радикалистский (фашистский и национал-социалистский) и левоэкстремистский, толкуемый зачастую (например, в неомарксизме, испытавшем значительное влияние троцкизма) как результат «термидорианского переворота», произведенного в революционной России И.В. Сталиным и связанного с идеологией сталинизма. Однако в целом в исследованиях тоталитаризма акцент делается на общности разнообразных его форм.
Ю.Н. Давыдов
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 534.
Литература:
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1956; Тоталитаризм и посттоталитаризм. Кн. 1. М., 1994; Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.