Культ религиозный (СИЭ, 1965)

КУЛЬТ религиозный (лат. cultus - почитание) - 1) Система почитания сверхъестественных сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, молитв, богослужений, таинств и т. п.), которым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. Культ является неотъемлемой частью религии, а его развитие - одной из важнейших сторон развития религии. Существующие точки зрения на происхождение культа различны. Некоторые ученые считают, что культ развился из верований в сверхъестественные силы (духов, богов и т. п.) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный культ) или принуждения их (магия). Другие полагают, что сначала обряды были непроизвольны, а потом закреплялись практикой и «осознавались»; культ, таким образом, рассматривается как первичный, а религиозные представления - как возникающие из объяснения обрядов.

Наиболее ранние формы культа заключались в магических заклинаниях и колдовских плясках, которые должны были обеспечить успех племени в охоте, победу в войне, выздоровление сородичей и т. п. Различные обычаи, связанные с половозрастным разделением труда, также закреплялись обрядами, получавшими сакральную санкцию (см. Инициации). Таким образом, в первобытном обществе сложились различные формы религии и соответствующие им культы - фетишизм (культ предметов, наделяемых сверхъестественной силой), тотемизм (культ животных, растений и предметов, от которых, по представлениям первобытных, вел свое происхождение род), культ предков - покровителей рода, и др.

В ходе развития производства и общественных отношений развивались и усложнялись религиозные представления, возникали новые виды культов - аграрные и промысловые культы, родовые и семейные, государственные. Развивались и новые формы отправления культа (молитвы, жертвоприношения, мистерии и т. д.), складывающиеся в развитую систему богослужений, религиозной регламентации, религиозного календаря. По мере усложнения культа и в связи с развитием общественной жизни создавались и специальные культовые места (святилища, храмы). В развитии культа большую роль сыграло образование особой социальной группы - жречества, сосредоточившего в своих руках исполнение культовых действий. Разделение общества на классы и необходимость оправдания эксплуататорами социального неравенства закрепили выделение служителей культа в прослойку господствующего класса. Возникает культ носителей власти - почитание фараона как «земного бога» в Древнем Египте, обожествление римских императоров, воздание божеских почестей японскому императору. В современных религиях - христианстве, иудаизме, исламе, буддизме и др. - сохраняются в видоизмененной форме те или иные значительные пережитки первобытного культа (почитание икон, реликвий, молитвы, фетиши, свечи и др.). Являясь наиболее консервативной стороной религии, культ подвергался критике со стороны многих еретических, антиклерикальных и реформационных движений. Так, протестантские движения в Западной Европе не раз начинались с критики культа (требовали его упрощения, отмены некоторых обрядов, таинств, праздников). При капитализме содержание культа приобретает специфические черты, свидетельствующие о его приспособлении к интересам буржуазии (церемонии освящения промышленных и торговых предприятий, банков, молитвы против кризисов и т. п.). Стремясь усилить свое влияние на массы, религиозные организации прибегают к «модернизации» и «технизации» культа (использование радио, кино и телевидения во время богослужения и др.). С этой же целью 2-й Ватиканский (21-й Вселенский) собор католической церкви принял декрет (декабрь 1963 года), разрешивший богослужение не только на латыни, но и на местных языках, с привлечением для отправления богослужения верующих.

2) Под словом «культ» часто понимают также вероисповедание (свобода культа - свобода вероисповедания).

И. А. Энгельгардт. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Литература:

Ленин В. И., О религии, М., 1954; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. A., Религия в истории народов мира, М., 1964; его же, Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Крывелев И. A., О содержании понятия религии, М., 1964; Доклады 7 Междунар. конгресса антропологич. и этнографич. наук, М., 1964.

Понятие: