Культурология

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. Традиция исследования феномена, называемого культурой, насчитывает многие столетия. В философии Древнего Мира значительное место занимает рассмотрение проблем морали, религии, искусства, бытия личности; в античной философии появился термин «культура». Значительно позднее сформировалось относительно самостоятельное направление философствования – «философия культуры». Наряду с философией, феномен культуры привлекает внимание многих гуманитарных наук, прежде всего истории, психологии, религиоведения, социологии, этнографии (этнологии).

В двадцатом столетии гуманитарная теория осознала потребность в комплексном исследовании человека и феноменов его жизнедеятельности, в первую очередь культуры. Причиной поворота знания к гуманитарной проблематике стал системный кризис общества, ведущей ценностью которого несколько столетий было научно-техническое знание, технократия. Возродились к активной жизни ненаучные формы сознания, в том числе религия и мистика. Появилось осознание недостаточности идей линейного и циклового развития человечества. Рост национального самосознания, как элемент стремительно разрастающегося локального многообразия, диктует новую постановку сравнения, субординации культур. Стали искать единую природу локального многообразия равноценных, интенсивно взаимодействующих культур. Неоднозначные результаты деятельности технократии поставили задачей компенсировать гуманитарными знаниями узкую профессионализацию. Возникла острая необходимость в выверенных практических действиях по созданию иного типа общества, другого характера планетарной культуры, следовательно, формируется потребность в системном анализе культуры как сферы государственной политики с обоснованными управленческими решениями.

Среди новых научных дисциплин, поставивших сверхзадачей выявление перспективных путей бытия человечества, лидируеткультурология. Почему именно она? Потому что именно такую задачу сформулировал в середине столетия американский исследователь Лесли Уайт перед отраслью гуманитарного знания, которую он назвал культурологией. До Уайта исследование культуры как таковой было прерогативой философствования, а самостоятельные отрасли гуманитарного знания изучали явления (части) культуры в соответствии со своей спецификой. По замыслу Уайта, культурология является относительно свободным от философии объективным комплексным знанием, исследующим культуру в целом для выявления и обоснования перспективных путей развития человечества. Далеко не все культурологи разделяют понимание смысла нового знания о культуре, сформулированного Л.Уайтом, однако американский исследователь признаётся основоположником культурологии как самостоятельной комплексной отрасли знания.

Современная культурологиявыходит из состава философии, формируя свой предмет и соответствующие методы исследования. Культурология, как новейшая отрасль гуманитарной науки, ещё не обрела общепринятого толкования предмета и предназначения. В дискуссиях о смысле культурологии участвуют специалисты традиционных областей знания. Сравнительно недавно культурология получила знаковое подтверждение статуса самостоятельной науки; исследователям культуры стали присваивать учёную степень по культурологии.

Общее понятие о культурологии также неоднозначно; во множестве интерпретаций исследователи пытаются выделить основные подходы к пониманию культурологии как таковой. В первом приближении можно сформулировать три подхода. Первый определяется философской традицией рассмотрения культуры. Культурология, понимаемая как общая теория, отождествляется с философией культуры. Иногда культурологию рассматривают как часть философии культуры, исследующую многообразие культуры посредством систематизации, типологии феномена. Философы рассматривают историю культуры (культур) как одну из типологий культуры. В таком варианте культурология совпадает с аксиологией культуры, приближается к культурантропологии и социологии культуры. Второй подход рассматривает культурологию как обозначение комплекса самостоятельных дисциплин, изучающих аспекты и формы культуры. Целью культурологии является изучение социально-исторического бытия культуры, результатом - накопление, систематизация знаний о культуре. Третий подход рассматривает культурологию как самостоятельную отрасль гуманитарно-социального знания. Данный подход существует с постановки проблемы Л.Уайтом и предполагает выявление предмета культурологии, её места среди отраслей социально-гуманитарного знания.

Существуют различные методологии рассмотрения предмета культурологии: аксиологическая, праксеологическая, регулятивная, семиотическая. В соответствии с типами современного философствования сложились модели рассмотрения культуры и культурологии: классическая (абсолютизация рационального, научного аспекта), неклассическая (герменевтика) и постклассическая (феноменология, постмодерн).

В отечественной традиции культурологических исследований можно выделить два этапа. Первый, начиная с шестидесятых годов прошлого века, рассматривает культуру с позиций аксиологии и деятельностного подхода. Согласно аксиологическому подходу культура предстаёт в качестве совокупности значимых достижений человечества (ценностей). В рамках деятельностного подхода культура рассматривается в контексте субъективно-личностного или объективно-общественного становления. В единстве взаимодействия субъективного и объективного культура предстаёт в качестве специфически человеческого способа деятельности. С девяностых годов (второй этап) на постсоветском пространстве получили распространение разработки в русле концепций западной традиции культурологии: семиотики, культурантропологии, структурализма, синергетики, межкультурной коммуникации.

Можно выделить три уровня постижения культуры. Начиная с познания феноменов локальной культуры, культуролог восходит к пониманию и усвоению смысла, духа культуры. На втором уровне исследуется коммуникативный характер культуры, социализация (или становление) личности, общества посредством механизмов общения. Высший, сущностный уровень культуры есть основа культуры. Основа неочевидна, поэтому есть разные версии её понимания. Одни сущность культуры видят в языке, другие в священном (религии, мистике), третьи в символе, четвертые в ценности и так далее.

Культурологов объединяет осмыслениекультуры как интеграционной основы общества и личности. Из смысла культуры вытекают принципы-аксиомы её бытия: создание, обновление, сохранение, почитание и передача культуры.

Следовательно, предметом культурологии как самостоятельной науки является становление и развитие культуры как присущего человеку способа жизнедеятельности. Культура как способ жизнедеятельности человека (человечества) есть специфическая форма бытия живой природы. Иногда исследователи, подчёркивая отличную от природы специфику культуры, называют её способом внебиологической деятельности человека. Первичность феномена жизни, разумеется, не отрицается: человек, чтобы стать культурным, должен, как минимум, быть биологическим существом. Само понятие «жизнь человека» несёт в себе единство родового (биологического) и видового (социокультурного). Культурология ставит своей задачей создание модели «механизма» бытия культуры. Смысл, вкладываемый в слово «механизм», или в возможные слова-синонимы «код», «ген» и другие состоит в единстве двух моментов: понимания бытия культуры и возможности адекватно (компетентно) управлять культурными процессами. Для выполнения этой задачи необходимо знать особенности бытия культуры, включающие «механизмы» сохранения и изменения культуры.

Подробнее читайте кн.: Дик П.Ф. Основы культурологии. Учебный комплекс. Часть I. Теоретический курс. Костанай, 2010.