Официальный культ Китая

Вдохновляемая, в основном, конфуцианством и космологической концепцией инь—ян, официальная религия публично проявляется посредством ритуалов, которые, как подчеркивает Марсель Гране, имеют одну общую особенность: «Религиозное почитание, которому они служат, в минимальной степени напоминает идолопоклонничество, а блага, которые верующий надеется извлечь, не имеют никакого отношения к личной выгоде».

Так, глава семьи, почитающий своих предков, император, отправляющий культ, посвященный Небу и Земле, магистрат, организующий служение во время праздников, связанных с временами года, совершенно не прибегают к молитвам, носящим личный характер, которые были бы обращены к почитаемым силам. В каждом случае речь, скорее, идет о том, чтобы посредством порядка, правящего на человеческом уровне, обеспечить устойчивость природного, космического порядка. Каждая церемония имеет свой целью поддержать устоявшийся порядок вещей, акцентируя наличные условия существования. Празднование начала тех или иных природных сезонов, «открытие» земли для ее сельскохозяйственной об-работки, обнародование календаря имеют лишь эту цель. Сам император, обращаясь к высшим силам, не просит ни о чем ином, кроме как о защите династии и о заботе о благе народа, используя для этого безличные и неизменные формулы.

Церемонии, требующие присутствия Сына Неба, особенно зрелищны. Некоторые из них, описанные в «Веснах и осенях Люй Бувэя» (примерно в 240 г. до н.э.) и позднее воспроизводившиеся в изданиях, относящихся к эпохе Хань (206 г. до н.э. — 220 гг. н.э.), посвященных ритуалам, предположительно восходящим к периоду династии Чжоу (1121—256 гг. до н.э.), содержат строгие предписания с указанием дат, взаимного расположения, цветов, типов одежды, жертвенных предметов, а также блюд, одни из которых предназначены для употребления Сыном Неба, другие же для принесения высшим силам, — все это в строгом следовании системе соответствий в рамках теории пяти сил инь — ян.

Император приносит жертвы Небу и Земле, императорским предкам, богу Солнца и Князю Просу. Местные органы власти, со своей стороны, проводят церемонии в честь богов своих областей, древних мудрецов и обожествленных героев. Наконец, два раза в год, на второй и восьмой месяцы лунно-солнечного года, отправляется официальный культ, посвященный Конфуцию.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 218-221.

Понятие: