Атеизм [в Елизаветинской Англии]

Опираясь на этимологию этого термина, атеизм можно было бы считать религией, поскольку это слово содержит понятие связи между приверженцами одной веры или членами одного сообщества мыслителей. Однако в описываемый период атеизм был практически для всего населения своего рода антирелигией, а в глазах истории лишь индивидуальным, редко встречающимся феноменом. Нельзя себе представить существование при Елизавете ни клубов безбожников, даже под видом тайных обществ, ни распространения, даже из-под полы, памфлетов, подобных написанной Шелли в 1811 году брошюры «Необходимость атеизма», за которую он был исключен из университета. Атеистов или подозреваемых в атеизме с одинаковой силой осуждали англикане, католики и пуритане, соглашавшиеся хотя бы по этому вопросу. Атеизм преследовался по закону, и атеисты могли быть подвергнуты смертной казни даже в том случае, когда обвиняемый был замечен только в инакомыслии и не пытался никого убедить думать так же, как он. В 1594 году драматург Томас Кид был посажен в тюрьму по подозрению в атеизме и подвергнут пытке. Кристофер Марло также находился под следствием по этому обвинению, когда в 1593 году он был убит в Дептфордской таверне. Изучение античных авторов, распространившееся в эпоху Возрождения, а также очевидные разногласия, подрывающие христианскую религию изнутри, вызывали у многих скептицизм, постепенно превращавшийся в агностицизм или даже в атеизм (по крайней мере, в глазах власти). Это желание защитить себя от атеизма является одной из характеристик елизаветинской цивилизации. Неизвестно, считали ли власти, что спасение душ важно для них в той же, если не в большей мере, что и безопасность тела, или полагали, что атеизм является причиной социальной и политической дезинтеграции. Как бы там ни было, при Елизавете сохранились те же репрессивные законы против атеистов, что и при ее предшественниках, только теперь государство стало играть роль, ранее выполнявшуюся церковными судами. Кажется, что отказ от веры чаще всего был вызван недоверием к доктрине, к религиозным институтам, к действиям Церкви, столь противоречивым, что они вызывали скептицизм у интеллектуалов, а не собственно основами религии, прежде всего верой в Бога. Можно ли говорить о том, что уже при Елизавете появилось религиозно-философское направление, которое в XVII в. получит распространение под названием «деизм»? * Скорее всего, это все же было бы неправильно, поскольку вера в Иисуса Христа, а также в фундаментальные ценности христианства и бессмертие души не подвергались сомнению.

Масонство проникло в Англию только в XVII веке, в то время как в Шотландии оно существовало уже в предыдущем столетии.

Елизаветинская эпоха была периодом интенсивной религиозной активности. Однако в среде как кальвинистов, так и англикан ревностное благочестие и мистические порывы средневекового христианства уступали место интеллектуализму, который, в свою очередь, открывал дорогу рационализму.

Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016,  с. 202-204.

Примечания

* Деизм — религиозное направление, признающее существование Бога, но отрицающее религиозный догматизм. — Примеч. пер.

Понятие: