Антинатурализм
«АНТИНАТУРАЛИЗМ», противопоставляя историческое знание естественнонаучному (начало было положено неокантианством), спекулирует на многообразии и сложности форм исторического процесса, на специфике исторического факта, как реконструкции прошлого в его индивидуальных проявлениях, из чего делается вывод, что исторический факт, в отличие от естественнонаучного, содержит в себе только единичное, индивидуальное, неповторимое, имея притом не материальную, а духовную сущность. Именно это и объединило в рамках "антинатурализма" столь различные направления, как идиографизм, интуитивизм и презентизм со всеми их ответвлениями. Сходясь с другими течениями "антинатурализма" в определении ист. факта, идиографизм, в отличие от интуитивизма и презентизма, утверждает истинность и объективность исторического знания, видя его, однако, лишь в строгом следовании историческим фактам (чем по сути ограничиваются задачи ист. науки). Интуитивизм и презентизм, утверждая, что вследствие ретроспективности исторического познания исторический факт является не более чем умственной конструкцией, по существу отрицают объективность этого познания. Основной тезис презентизма - "каждое поколение пишет свою историю заново" - не только подчеркивает такое отрицание, но и проводит мысль об отсутствии преемственности в исторической науке, о недостижимости для нее истинного знания, поскольку историк воспринимает прошлое только с позиций своей эпохи. В презентизме релятивизм, свойственный современной буржуазной методологии истории, находит свое крайнее выражение. Что касается интуитивизма в его обоих ипостасях ("философия жизни" и экзистенциализм), то для него путем познания исторической истины является интуитивное "сопереживание" историком прошлого, что означает отрицание объективности исторического знания. Само это прошлое определяется по-разному: "философией жизни" как "самосознание жизни", экзистенциализмом - как "самоощущение человека в истории".
Понимание истории как сменяющих друг друга систем духовных ценностей, равно присущее всем представителям "антинатурализма", определяет ценностный же характер критериев отбора ими исторических фактов. Анализ, объяснение идиографизм признает лишь в рамках "индивидуальной причинности"; интуитивизм (в частности, "философия жизни") - как "понимание жизни" в результате соединения трех присущих человеку видов мировосприятия: натурализма, идеализма "свободы выбора" и объективного идеализма (В. Дильтей); экзистенциализм трактует объяснение как выявление бесконечного множества потенциальных возможностей, реализуемых в результате выбора, осуществляемого индивидуумами в соответствии с их целями, - т. е. преимущественно психологически; презентизм сводит проблему объяснения на нет, отрицая причинно-следственный анализ (поскольку каждый из компонентов и факторов рассматривает одновременно и как причину и как следствие) и считая количество возможных концепций, гипотез и точек зрения бесчисленным, поскольку оно определяется субъективным восприятием ученого. Историческое обобщение в чрезвычайно ограниченных рамках конкретных "относительно-исторических понятий" (Г. Риккерт) типа "семья", "государство", "нация" (за пределы чего вышел лишь М. Вебер путем конструирования "идеального типа") признают лишь сторонники идиографизма. Для экзистенциалистов и презентистов любая генерализация в силу их субъективизма оказывается неприемлемой. Что касается сторонников "философии жизни", то они признают генерализацию в качестве "исторического образа", приравнивая тем самым историю к искусству.
Таким образом, "антинатурализм" во всех его разновидностях выступает как тенденция к крайнему субъективизму и релятивизму в историческом познании, граничащему с агностицизмом и иррационализмом. При этом "антинатурализму" в еще большей степени, чем "натурализму" присуща раздробленность на множество направлений с различными модификациями внутри каждого из них что, с одной стороны, отражает неудовлетворенность буржуазной историко-философской мысли имеющимися решениями проблем исторического познания, а с другой - еще более подчеркивает тенденцию современной буржуазной исторической науки к плюралистскому мышлению.
E. Э. Печуро, Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966.