Атеизм (СИЭ, 1961)
АТЕИЗМ (от греч. a - отрицательная приставка и teos - бог) - система взглядов, отрицающих всякую религию и ее основной идеи: существование бога, бессмертие души, потусторонний мир, а также другие представления, порождаемые верой в сверхъестественное. Атеизм опирается на развитие научного познания мира, является составной частью материалистического мировоззрения и выражает обычно интересы передового класса, борющегося с религией.
Зародыши атеистических взглядов возникают уже в ранних древне-восточных государствах как выражение протеста против эксплуататорской роли религии и использования ее жреческой аристократией, а также как закономерный вывод из развивающихся стихийно-материалистических воззрений. Критика религиозных представлений проступает в трактатах "Беседа разочарованного со своей душой", "Песнь арфиста", "Поучение" из папируса Честер-Бити и в других памятниках Древнего Египта, восходящих к 3-2-му тысячелетиям до н. э., в литературно-философских сборниках Древнего Китая - "Цзочжуань", "Ши цзине" и др., в древнеиндийских материалистических учениях локаята, чарвака, санкхья, ньяя и др. Атеистические идеи развивали в Древней Индии (7-6 вв. до н. э.) мудрец Брихаспати и его ученики - Дхишан, Капила и др., в Древнем Китае - философы 7-6 вв. до н. э. Фань Вань-цзы, Шэнь Сюй, Сюнь-цзы (298-238 до н. э.), Хань Фэй (280-233 до н. э.) и др. Позднее атеизм ярко проступает у китайского материалиста Ван Чуна (27-104), решительно отвергавшего идею о бессмертии души.
В Древней Греции в 6-4 веков до н. э. атеизм, являвшийся следствием накопления положительных знаний и роста материалистических воззрений, превратился в идейное оружие передовых групп рабовладельческой демократии в борьбе с реакционными силами. Древнегреческие философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен отрицали роль богов в сотворении мира и объясняли природу, исходя из нее самой. Гераклит прямо заявлял, что "природа не сотворена никем из богов или людей". По Ксенофану, образы богов создали люди по своему подобию. Крупный материалист древности Демокрит отрицал божественный промысел, резко критиковал антропоморфические представления о богах, высмеивал "лживые сказки" о загробной жизни и пытался дать материалистическое объяснение происхождению религии. Протагор из Абдеры, Диагор Мелосский, Эвгемер Критский, Феодор Киренейский, Стратон из Лампсака, Аристарх Самосский (4-3 вв. до и. э.) и другие древнегреческие философы и ученые также высказывали атеистические взгляды. Высшего развития античный атеизм достиг у древнегреческого философа Эпикура (341-270 до н. э.) и его римского последователя Лукреция Кара (99-55 до н. э.), развившего материалистическую теорию происхождения религии как следствия страха первобытного человека перед непонятными ему явлениями окружающего мира. Он писал, что "поколения смертных унижают себя", когда "всецело богам оставляют чудные силы и власть управления всею вселенной", и утверждал, что душа материальна и смертна, как и тело, что все сверхъестественное - плод вредных суеверий.
Ярким представителем воинственного атеизма древнего мира был высмеивавший богов Лукиан из Самосаты (приблизительно 120-180), отвергавший всякую веру в богов, духов, душу и т. п. и резко критиковавший религиозные учения, в том числе складывавшееся христианство.
В средние века, когда мировоззрение было по "существу теологическим" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, 1955, с. 206), когда господствующей формой идеологии была религия, а в Западной Европе церковь во многих странах осуществляла суровую диктатуру, подвергая беспощадному преследованию любые проявления свободомыслия, - открытые формы атеизма были невозможны. Атеистические идеи отражали стремление высвободить ростки научных знаний из тисков религиозного мировоззрения и борьбу народных масс против освященного церковным авторитетом феодального строя и самой церкви. Путем к атеизму служили некоторые ереси, "теория двойственной истины", некоторые филосовские направления (Абеляр, номинализм, пантеизм, нередко являвшиеся скрытым отходом от религии). Атеистические идеи развивали в средние века китайские философы Фань Чжэнь (6 в.), Хань Юй (8-9 вв.), иранский ученый Закария Рази (9 в.), поэт и ученый Омар Хайям (1040-1123). На Западе антиклерикализмом, а в известной степени и атеизмом насыщены многие литературные произведения: фаблио, шванки (12-14 вв.), студенческая сатира во Франции (ваганты, голиарды), поэмы "Роман о Лисе", "Роман о Розе" Жана де Мён (названного "Вольтером 13 в."), произведения французских поэтов Рютбёфа, Франсуа Вийона. Распространению атеизма способствовала и антиклерикальная сатира в творчестве итальянских новеллистов 15-16 веков Боккаччо, Мазуччо и др. Развитие городской культуры, накопление знаний и влияние передовых идей Востока (Ибн Сина, Ибн Рошд, Ибн Гебироль) способствовали появлению в Западной Европе учений, подводивших к материализму и атеизму. Возникновение ростков капитализма в северо-итальянских городах, накопление положительных знаний и зарождение экспериментальной науки в 15-16 веках (Леонардо да Винчи, П. Помпонацци, Дж. Кардано и др.) создавали почву для атеистических идей, хотя и прикрытых подчас пантеистической или деистической формой.
Народные еретические движения, в особенности связанные с пантеистическими представлениями (амальрикане, братья и сестры свободного духа и др.), также приводили иногда к атеистическим выводам, а развитие пантеистических идей средневековья и использование их как формы революционной идеологии в период Реформации подводило к атеизму. Резкая критика феодализма и разоблачение освящавшей его церкви передовыми мыслителями, обострение классовой борьбы в 16-17 веках способствовали появлению анонимного памфлета "О трех обманщиках" ("De tribus impostoribus", 1598), атеистического трактата Т. Кампанеллы "Побежденный атеизм" ("Atheismus triumphatus", 1636) и проникнутых атеистическими идеями философских трудов Дж. Бруно, Л. Ванини, К. Лыщинского (фрагменты его трактата "О несуществовании бога" - "De non existentia Dei" - впервые опубликован в 1957 году в журнале "Euhemer", No 1). Опираясь на результаты научного переворота, совершенного Н. Коперником, Дж. Бруно, Г. Галилеем, Ф. Бэконом, Р. Декартом и др., и критику религии и церкви в эпоху английской буржуазной революции, Дж. Мильтон, Р. Овертон, автор книги "Человек смертен" ("Man wholly mortal", 1655), Т. Гоббс (отрицавший религию как мировоззрение, но считавший необходимым сохранить ее как "социальную узду" для народа) высказывали идеи, проложившие дорогу атеизму. Ближе к атеизму подошел Дж. Толанд, написавший "Христианство без тайн" ("Christianity not mysterious", 1696). В Голландии, "образцовой капиталистической стране 17 века" (Маркс), где экономическое процветание сопровождалось бурным ростом науки и культуры (X. Гюйгенс, А. Левенгук, Гуго Гроций и др.), большую роль в развитии атеизма в 17 веке сыграл голландский материалист Б. Спиноза, выступивший с критикой Библии. Однако, следуя традициям пантеизма, он и сам именовал природу богом, хотя в основном его воззрения близки атеизму.
Крупным шагом в развитии атеизма явилась философия французских материалистов 18 века - идеологов французской буржуазной революции конца 18 века. Опираясь на успехи естественных наук, на передовые социально-политические идеи, они продолжали острую критику религии и церкви, развернутую их предшественниками – английскими и французскими деистами (Г. Болингброк, Ш. Монтескьё, Э. Б. Кондильяк, Анри Бейль и др.). Особенно резкой критике подверг католическую церковь глава французских просветителей 18 века Вольтер, выступавший под лозунгом "Раздавите гадину!". Значительный резонанс получил памфлет представителя демократического атеизма и плебейского утопического коммунизма 18 века Жана Мелье ("Завещание" ("Le testament")), проникнутый боевым, революционным духом. Французские атеисты 18 века создали выдающиеся философские и художественные произведения, вошедшие в золотой фонд атеистической литературы. Ж. О. Ламетри - "Естественная история души" ("Histoire naturelle de l'âme", 1745), "Человек-машина" ("L'homme-machine", 1748, рус. пер. 1925), "Человек-растение" ("L'homme-plante", 1748, рус. пер. 1925), "Система Эпикура" ("Le système d'Epicure", 1750, рус. пер. 1925); Д. Дидро - "Философские мысли" ("Les pensées philosophiques", 1746, рус. пер. 1935), "Письмо о слепых в назидание зрячим" ("La lettre sur les aveugles...", 1749, рус. пер. 1935), "Мысли об объяснении природы" ("Les pensées sur l'interprétation de la nature", 1754, рус. пер. 1935), "Разговор Д'Аламбера с Дидро" ("Entretien entre d'Alêmbert et Diderot", 1769, рус. пер. 1956), "Сон Д'Аламбера" ("Rève de d'Alêmbert", 1769), "Монахиня" ("La religieuse", 1760, изд. 1796, рус. пер. 1956), "Племянник Рамо" ("Le neveu de Rameau", 1762-79, изд. 1805, рус. пер. 1937); П. А. Гольбах - "Разоблаченное христианство" ("Le christianisme dévoilé...", 1761, рус. пер. 1924), "Карманное богословие" ("Théologie portative", 1768, рус. пер. 1959), "Священная зараза" ("La contagion sacrée", 1767, рус. пер. 1936), "Письма к Евгении" ("Lettres а Eugénie...", 1768, рус. пер. 1934), "Система природы" ("Systéme de la nature....", 1770, рус. пер. 1940), "Здравый смысл" ("Le bon sens...", 1772, рус. пер. 1911); К. А. Гельвеций - "Об уме" ("De l'esprit", 1758, рус. пер. 1938), "О человеке" ("De l'homme....", 1773, рус. пер. 1938). Идеи французских атеистов кануна революции получили дальнейшее развитие в трудах Ж. А. Кондорсе, П. Ж. Ж. Кабаниса, Ж. Ж. Ф. Лаланда, Ш. Дюпюи и К. Ф. Вольнея, в памфлетах Ж. А. Нежона, Анахарсиса Клоотса, Ж. Р. Эбера, выступавшего под именем "отца Дюшена" в революционной газете Парижа того же названия. Ярким представителем воинствующего атеизма был поэт-философ Сильвен Марешаль, участник "заговора во имя равенства", создавший множество произведений - образцов атеистической пропаганды. Французский астроном Ж. Ж. Ф. Лаланд писал атеистические памфлеты, подписываясь "старшина атеистов"; крупный ученый П. С. Лаплас на вопрос Наполеона об отсутствии в его системе небесной механики упоминания о боге ответил, что он "не нуждается в этой гипотезе". В период Французской революции конца 18 века происходило широкое антицерковное движение (дехристианизация). Прокурор Парижской Коммуны Анаксагор Шометт, члены Конвента Анахарсис Клоотс и другие, опираясь на городскую бедноту, провели ряд реформ, направленных против церкви и способствовавших распространению атеизма (провозглашение "свободы культов", установление революционного атеистического календаря, предоставление коммунам права отменять церковный культ и др.).
Атеизм французских материалистов 18 века получил высокую оценку В. И. Ленина, подчеркнувшего, что и в современной борьбе с религией "бойкая, живая, талантливая, остроумно и открыто нападающая на господствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века..." может принести большую пользу (Соч., т. 33, с. 204). Вместе с тем атеизм французских мыслителей 18 века был непоследовательным, ограниченным, поскольку они исходили из незыблемости существования буржуазного строя. Главной причиной возникновения религии они считали невежество масс и обман их духовенством и поэтому полагали, что атеизм утвердится одним лишь путем просвещения народа. Некоторые из них даже отстаивали необходимость сохранения религии "для народа" в качестве социальной узды.
Опираясь на передовые атеистические идеи французских материалистов, критику религии углубил Л. Фейербах, вскрывший в своих произведениях ("Сущность христианства" - "Das Wesen des Christentums", 1841; "Сущность религии" - "Das Wesen der Religion", 1845, и др.) гносеологические корни религии и показавший ее связь с идеализмом. В идее бога он видел абсолютизированную в фантазии сущность самого человека. Выдвигая антропологический принцип в философии как средство борьбы против религии, Фейербах "...взял за основу природу без всякой "подстановки"" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 219), однако он показал историческую ограниченность своей концепции, развив идею о "религии без бога", или "религии любви", проповедуя "обожествление" самого человека. Это было шагом назад в сравнении с боевым атеизмом 18 века. Все же при всей своей ограниченности материализм Фейербаха и его критика религии имели положительное значение.
Как воинственные атеисты выступали русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, опиравшиеся на материалистическую и атеистическую традицию в самой России (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, атеистические идеи ряда декабристов и др.), а также на передовую научную и философскую мысль в Западной Европе. Они понимали, что успешная борьба против религии невозможна без решения основной задачи - коренной ломки общественных устоев помещичье-крепостнической России. В этом заключается главная черта, делавшая атеизм передовых мыслителей России 19 века более последовательным, чем атеизм французских просветителей 18 века или созерцательно-абстрактный атеизм западноевропейских философов 19 века.
Наиболее глубоким обобщением передовых идей предшественников атеизма и вместе с тем коренным переворотом в его развитии явился атеизм Маркса и Энгельса.
Основой научного атеизма является созданный Марксом и Энгельсом диалектический и исторический материализм, вскрывающий земную основу религии, заключающуюся в господстве над людьми реальных внешних сил (природы и общества), которые религиозная фантазия в превратной форме абсолютизирует и отрывает от действительности. Возникновение марксистского атеизма было обусловлено крупнейшими достижениями науки в 19 веке и само явилось величайшей победой науки в борьбе против религии. Маркс и Энгельс показали полную несовместимость коммунизма с любой формой религиозного мировоззрения, неразрывную связь коммунизма и атеизма, которая определяется также и тем, что религия находится в абсолютном, непримиримом противоречии с наукой. Обосновав атеизм как неотъемлемую составную часть мировоззрения пролетариата, Маркс и Энгельс показали, что преодоление религиозных воззрений у масс возможно только в результате уничтожения эксплуататорского строя, а борьба с религией должна быть подчинена общим задачам классовой борьбы пролетариата.
Идеи научного атеизма получили во 2-й половине 19 века широкое распространение благодаря выступлениям И. Дицгена ("Религия социал-демократии", 1870-75, рус. пер. 1918), П. Лафарга ("Происхождение веры в бога", - "Causes de la croyance en Dieu", 1905, "Право на праздность" - "Le droit а la paresse...", nouv. éd., 1935, и др.), А. Бебеля ("Христианство и социализм", 1892, рус. пер. 1959), Г. В. Плеханова ("О религии", "Очерки по истории материализма", 1896, и др.).
Рост рабочего движения во 2-й половине 19 века сопровождается значительным распространением атеизма в рабочем классе. Еще Маркс отмечал в 1855 году, что "...в одной только Англии пять миллионов человек совершенно отошли не только от церкви, но и от христианства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. И, с. 338). О том же писал Энгельс в 1874 касательно Германии и Франции (см. там же, т. 18, с. 514).
Новый этап в развитии научного атеизма представляют собой труды В. И. Ленина о религии и атеизме. Разоблачение идеализма и фидеизма во всех формах, проведенное в книге Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1909), явилось дальнейшим развитием марксистского атеизма. Не меньшее значение имело разоблачение Лениным богоискательства и богостроительства, распространявшихся среди части интеллигенции после революции 1905-07, "Современный сознательный рабочий... отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь на земле", - писал В. И. Ленин в 1905 (Соч., т. 10, с. 66). В работах "Социализм и религия" (1905), "Об отношении рабочей партии к религии" (1909), "Классы и партии в их отношении к религии и церкви" (1909), "К вопросу о диалектике" (1915, 1 изд. 1925), "О значении воинствующего материализма" (1922), в письмах к Горькому и др. В. И. Лениным вскрыты гносеологические и социальные корни религии, ярко показана классовая сущность религиозной идеологии, всесторонне обоснована политика Коммунистической партии и пролетарского государства в отношении религии и церкви, раскрыта сущность научного, пролетарского атеизма. Придавая решающее значение роли Коммунистической партии в организации и руководстве атеистической работой в массах, Ленин отмечал недопустимость нейтрального отношения членов партии к религиозным предрассудкам, подчеркивал, что органы Советского государства должны вести систематическую работу по коммунистическому воспитанию масс и преодолению религиозных пережитков. Вместе с тем Ленин настойчиво обращал внимание на необходимость "...заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма" (Соч., т. 29, с. 114).
В статье "О значении воинствующего материализма" Ленин писал о всей важности распространения "воинствующего атеизма". Он считал необходимым создание труда "по истории религии и против всякой религии... с обзором материалов по истории атеизма и по связи церкви с буржуазией" (Соч., т. 36, с. 523), указывал, что чрезвычайно важно вести "неутомимую атеистическую пропаганду", преодолевая "темноту, невежество и предрассудки". Многомиллионным народным массам, - писал Ленин, - "необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни..." (Соч., т. 33, с. 203, 204). В. И. Ленин наметил пути практической работы по атеистическому воспитанию масс, ставшему составной частью идеологической работы партии.
Октябрьская социалистическая революция, свергнувшая господство эксплуататорских классов, подорвала социальные корни религии. Декретом СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви, подписанным Лениным и опубликованным 23 января (5 февраля) 1918 года, была законодательно закреплена подлинная свобода совести.
Коммунистическая партия, придавая огромное значение преодолению религиозных предрассудков и суеверий, неоднократно указывала на необходимость систематической атеистической пропаганды среди населения (решение VIII съезда РКП(б) (март 1919), постановление пленума ЦК РКП(б) 9 августа 1921 года, циркуляр ЦК РКП(б) от 4 февраля 1922 года, резолюции XII (апрель 1923 года) и XIII (май 1924) съездов партии).
Массовое распространение атеизма в СССР привело к созданию в 1925 году Союза безбожников (с 1929 года - Союз воинствующих безбожников). В этот период выходят следующие периодические издания, посвященные пропаганде атеизма: "Революция и церковь" (1919-24), "Наука и религия" (1922), "Безбожник" (газ. - 1922-41; журн. - 1925-41), "Безбожник у станка" (1923-31), "Антирелигиозник" (1926-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и ряд периодических изданий на языках народов СССР. Построение социализма в СССР, ликвидация эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком, подъём материального благосостояния советского народа, проведение культурной революции способствовали широкому распространению научного мировоззрения. Конституция СССР (1936) устанавливает (ст. 124), что "в целях обеспечения гражданам свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами". В связи с тем, что религиозные пережитки в сознании части советских людей продолжают существовать, их преодоление требует дальнейшего улучшения всей идеологической работы и ее неотъемлемой части - научно-атеистической пропаганды, основан на широкой популяризации научных представлений о природе и обществе, на воспитании сознательности трудящихся, на пропаганде материалистического мировоззрения и направленной на полное освобождение сознания людей от религиозных предрассудков, на борьбу за окончат торжество научного атеизма, неразрывно связанного с победой коммунизма. Большое значение в дальнейшем распространении атеизма имели постановления ЦК КПСС "Об организации научно-просветительской пропаганды" (1944) и "Об ошибках в проведении научной атеистической пропаганды среди населения" (10 ноября 1954 года).
Проведение научно-атеистической пропаганды в СССР является одной из задач Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, которое издает ежемесячный научно-популярный атеистический журнал "Наука и религия" (с 1959). Победа Октябрьской социалистической революции и подъем революционного и национально-освободительного движения за рубежом вызвали широкое атеистическое движение в Германии, Австрии, Польше, Франции, США, Англии, Австралии и многих других странах.
Массовое атеистическое движение вызвало к жизни ряд национальных и международных объединений атеистов, свободомыслящих, рационалистов и т. п. В 1925 году образовался "Интернационал пролетарских свободомыслящих", насчитывавший в 1934 году около 5 млн. членов, который в 1936 году на базе общей борьбы против фашизма и войны объединился с "Интернациональным союзом свободомыслящих", возникшим еще в 1880 году в Брюсселе. Новая организация приняла название "Всемирного союза свободомыслящих" (ВСС), действующего до сих пор во многих странах мира. В сентябре 1959 года состоялся IV Мировой конгресс ВСС. Для освобождения трудящихся в капиталистических странах от пут религиозной идеологии огромное значение имеет деятельность братских компартий, исходящих из того, что борьба против религии должна быть прежде всего борьбой против социальных сил, ее поддерживающих, против условий, порождающих нищету и эксплуатацию масс. Значительно распространение атеизма в странах народной демократии, где строительство социализма все глубже подрывает корни религии и способствует утверждению научного материализма и атеистического мировоззрения в народных массах.
Распространению атеизма в массах в капиталистических странах оказывают противодействие правосоциалистические лидеры. В принятой в мае 1958 года по настоянию правых лидеров программе австр. социалистов подчеркивается отрицательное отношение к атеизму, религия объявляется частным делом по отношению к партии и допускается религиозное мировоззрение у членов партии. Такую же позицию занял и съезд социал-демократической партии Западной Германии, состоявшийся в ноябре 1959 года в Бад-Годесберге, где под давлением правых лидеров была проведена резолюция, в корне извращающая марксистское учение и содержащая заявление, будто социалистическое сознание "равно основывается на христианстве, гуманизме и классической философии". Связь же социализма с атеизмом была на этом съезде отвергнута. Полным отречением от марксизма и открытой изменой делу рабочего класса является решение 8-го Международного социалистического конгресса (1951), объявившее марксизм и религию равнозначными "идеологическими мотивами" для социалиста.
Укреплению атеистического движения способствуют в наши дни огромные успехи стран социализма, гигантские достижения советской науки в завоевании космоса.
Б. Я. Рамм. Ленинград.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.
Литература:
К. Маркс и Ф. Энгельс, О религии, М., 1955; В. И. Ленин, О религии, М., 1955; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957; Плеханов Г. В., О религии и церкви, Избр. произв., М., 1957; Скворцов-Степанов И. И., Избр. атеистич. произв., М., 1959; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Коммунистич. партия и Советское пр-во о религии и церкви, М., 1959; Материализм и религия, Сб. статей, М., 1958; История философии, т. 1-5 М., 1957-61; Вопросы истории религии и атеизма, (т.) 1-8, М., 1950-60; Ежегодник Музея истории религии и атеизма, (т.) 1-5, М.-Л., 1957-61; Серия "Научно-атеистич. библиотека", изд. АН СССР; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой франц. революции, пер. с нем., Л.-М., 1924; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 1-4, Stut.-В., 1922-23; Robertson J. M., Short history of free thought..., N. Y., 1957.
Примечания редакции проекта
Настоящая статья является в основном пропагандистским материалом, вписанным в общий пропагандистский поток. При этом употребление автором формулировок вроде «научная атеистическая пропаганда» только подчеркивает ненаучный характер самой статьи. В советские годы в учебных заведениях идеологизированные учебные предметы обычно всегда приобретали добавление «научный», например, «научный атеизм», «научный коммунизм», в то время как химия, физика и математика в таковых добавлениях не нуждались. В той же мере и настоящая статья является «научной». Впрочем, здесь дается некий исторический обзор развития атеизма, в котором не все является вымыслом.