Орфические культы

ОРФИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ - в древности система религиозных верований и обрядов, возникшая во Фракии в 8-6 веках до н. э. и получившая распространение в Македонии, Греции, Южной Италии и Сицилии, позднее в Риме. Основателем орфических культов считался мифический певец Орфей (Orpeus). Главное содержание орфических культов составляли мистерии в честь Загрея, сына Зевса, растерзанного и съеденного титанами и родившегося вторично под именем Диониса. В них участвовали только посвященные, члены орфических тайных обществ - орфики. Мистерии совершались весной в годовщину гибели Диониса-Загрея и изображали его муки, смерть и воскресение. Устраивались жертвоприношения, оргиастическая процессия, показ символических священных предметов. Для орфиков были установлены особые жизненные правила - bios Orpikos. Из мифа о том, что люди родились от титанов, сожженных Зевсом за растерзание Загрея, и имеют, таким образом, двойственную природу: титаническую - низменную и божественную, вытекало требование очищений и аскетизма. Орфики носили белую одежду, имели особый обряд похорон. Для членов общества были составлены гимны (в честь Диониса и др., почитаемых орфиками богов: Зевса, Деметры, Персефоны, Гекаты, Эрота, Аполлона, Афины), молитвы, оракулы, заклинания, мифы (космогонические, теогонические, антропогонические), собранные в священные книги (отрывки в изд.: "Orphicorum fragmenta", col. О. Kern, Berolini, 1922). Проповедовали орфические культы странствующие жрецы. Орфические культы возникли в связи с ростом угнетения масс и обострением борьбы между аристократией и демократией и поэтому содержали в себе пессимистические и мистические настроения и одновременно идеологический протест: противопоставление народных культов (Диониса и др.) аристократической олимпийской религии. Однако мифологические представления орфических культов гораздо древнее: они существовали еще в крито-микенскую эпоху и были тесно связаны с культом умирающих и воскресающих богов Древнего Востока (Осирис, Таммуз, Аттис, Адонис, Сабазий). Идеалистическая философия орфических культов оказала влияние на философские системы Пифагора, Платона, неоплатоников. Религиозные идеи орфических культов использовало христианство. В средние века орфические культы служили почвой для различных ересей и сект.

С. С. Соловьева. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература:

Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историч. развитии, ч. 1, М., 1957 (гл. 4 и тексты к ней);

Nilsson M. P., A history of Greek religion, Oxf., 1925.

Понятие: