Дворянство [Англии XVI века] (Сюами, 2016)
МЕЛКОПОМЕСТНОЕ ДВОРЯНСТВО — ДЖЕНТРИ. Положение этого промежуточного общественного класса напоминает положение «всадников» (equites) в древнеримском обществе. Слово «всадник» здесь очень даже кстати, потому что само по себе обладание одной или несколькими лошадьми и экипажами означало принадлежность к привилегированному классу. Джентри сохранили некоторые характеристики буржуазии: например, ловкость в управлении делами позволила им достичь занимаемого общественного положения. Представители джентри могли, подобно римским патрициям, обзавестись клиентелой, что давало им доступ к муниципальным должностям или даже в Парламент. Самым успешным удавалось попасть в ряды дворянства, однако они не могли получить титул выше титула барона, который не предполагал пожалования поместья. Даже Уильям Сесил не поднялся выше баронского титула, тогда как его сыну Роберту Яковом I был присвоен титул виконта, а затем и графа Солсбери. Однако у этих людей были средства, чтобы приобретать земли и строить усадьбы. Именно джентри дали начало классу помещиков-землевладельцев — эсквайров (squirearchy), до XIX века контролировавших судебную и даже религиозную власть на местах, поскольку помещик не только возделывал с помощью арендаторов свои поля, но и вершил правосудие, занимал главное место в муниципальном совете, назначал полицейских и разных других чиновников, нанимал приходских священников, нередко выбранных из числа его собственных родственников или по личной рекомендации, мало общего имевшей со знаниями претендента в области богословия или его способностями к пастырскому служению. Само слово «эсквайр» (squire) происходит от французского ecuyer, означавшего «щитоносец, молодой слуга рыцаря». С повышением социального статуса эсквайров «облагораживается» и название этой группы людей. Нельзя сказать, что представители класса джентри обязательно вели себя в обществе как выскочки. Часто это были образованные люди, обладавшие хорошими манерами и вкусом. Для строительства своих резиденций они приглашали лучших архитекторов, в их домах часто можно было увидеть обширную библиотеку и множество произведений искусства, они не пренебрегали обучением своих детей, в том числе их религиозным образованием.
Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016, с. 116-117.