Буддизм в Классическом Китае

...Буддизм, пришедший из Индии, где жил Сиддхартха (собственное имя Будды, известного также под своим родовым именем — Гаутама и прозвищем Шакьямуни) между VI и V в. до н.э. (это как раз эпоха Конфуция). Существование буддизма в Китае засвидетельствовано, начиная с I в. н.э.

Основное учение Будды содержит четыре истины:

• жизнь — это страдание;

• страдание происходит из желания;

• желание укротимо;

• страдание может быть побеждено правильно ориентированным мышлением.

Победить страдание — это значит суметь посредством соответствующих практик и медитаций выйти из цикла реинкарнаций, в который вновь и вновь низвергают людей ошибки, совершенные ими. Те, кто смог очиститься в достаточной степени, чтобы подняться до уровня, где угасает желание, желание жить и вновь погружаться в иллюзию, которую представляет собой существование, являются святыми и пробужденными. Сиддхартха — это один из пробужденных. Это никоим образом не бог, и он всегда отказывался считаться таковым.

Буддизм подразделяется на многочисленные школы, секты и ветви.

а) Большая колесница (Махаяна) проповедует всеобщность спасения и необходимость для того, кто достиг пробуждения, оставаться в лоне иллюзии этого мира, чтобы спасать других. Эта школа появляется в Китае в конце I в. н.э.

б) Малая колесница (Хинаяна) проповедует путь индивидуального спасения.

В IV в. н.э. Чжу Даошэн заявил о том, что можно стать Буддой после мгновенного просветления. Это явилось началом того, что впоследствии оформилось как буддизм чань (китайский перевод санскритского слова «дхьяна», на японском — дзен), который проповедует возможность для духа связывать одну реальность с другой.

в) В конце VII в. появился тантрический буддизм (Тантраяна, или Ваджраяна), представленный как реализация Большой колесницы и опирающийся на текст «Алмазная сутра». Эта форма буддизма вводит практику йоги, совершенствующая тело наравне с духом, и обращается к телесным практикам, особенно к сексуальным.

В самом начале по причине использования даосского словаря для перевода на китайский понятий буддизма, выраженных на санскрите, буддизм оказался принят в Китае за даосское течение. Несколько веков усилий со стороны многочисленных переводчиков положили конец этой ошибке и привели к началу жестокой борьбы между двумя верами за завоевание приверженцев (а также, как утверждали ученые-конфуцианцы, за места приношений даров).

Всегда существовало множество интерпретаций основ буддизма. Одно из принципиальных рас-хождений существует между «моменталыциками», утверждающими, что лишь озарение может привести к спасению, и «постепеновцами», которые заявляют о необходимости прибегать к добрым делам и благочестивым жестам (чтение наизусть сутр, при-ношение даров, участие в религиозных церемониях), для того чтобы постепенно продвигаться по дороге, ведущей к пробуждению.

Мы утверждали, что все три учения обнаруживали проницаемость и наличие взаимных влияний. Однако также не нужно обходить молчанием факт наличия конфронтаций между ними и анафем, которым каждое из них подвергалось со стороны двух других. Так, конфуцианец Хань Юй, живший в IX в., имел зуб против буддизма и даже против даосизма. Но история смешала их до такой степени в народном сознании, что стоило бы большого труда четко разделить их. Конфуцианство, особенно в эпоху Сунов (XII в. н.э.), находило глубокие источники вдохновения в буддистской мистике, которую оно лелеяло, — это предстанет перед нами особенно наглядно, если мы вспомним о некоторых деталях биографии Мэн-цзы (III в. до н.э.). Так же, как и даосизм, конфуцианство черпало из такого древнего источника, как школа «Инь—Ян». Что касается буддизма, то он до такой степени питался разногласиями, существовавшими у него с даосизмом, что они становились порой в народном варианте религии едва различимыми. Но в эпоху Тан до этого еще не дошло. Это была эпоха триумфа буддизма. Впоследствии ему никогда уже не удавалось вернуть себе былое всемогущество.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 212-215.

Понятие: