Критериально-ориентированные тесты
КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕСТЫ (от греч. kriterion — признак, на основании которого производится оценка, лат. oiientis — восток и англ. test - испытание, исследование). Класс тестов достижений, которые направлены на выявление степени овладения индивидом той или иной учебной или профессиональной деятельностью. Критерием в них вы - ступает владение вполне определенными знаниями, умениями или навыками. Для оценки индивидуальных результатов используется не сравнение индивидуальных результатов со статистическими нормами, а констатация наличия или отсутствия определенного психологического компонента в общей структуре оцениваемого действия. Первым отделил критериально-ориентированные тесты, использовав данное наименование, от тестов, ориентированных на статистическую норму, Р. Глезер. Необходимость этого возникла в рамках разработки методов программированного обучения, для целей которого было очень важно оперативно и, по возможности автоматически, оценивать динамику учебных достижений (прежде всего знаний, умений, навыков) учащегося по мере прохождения им обучающей программы. В соответствии с этим предметом критериально-ориентированного тестирования является содержание деятельности индивида (в частности, умственной деятельности), а именно то, что он знает или умеет делать по отношению к контрольным требованиям, которые предъявляет к нему учебно-образовательная программа (т. е. по отношению к критерию). В дальнейшем была сделана попытка расширить понимание критериально-ориентированного тестирования, как формы констатирующей оценки усвоенных знаний, до включения в его рамки Перспективного прогноза. Для этого в качестве объекта диагностики выбираются не просто те или иные знания, а прежде всего умение эти знания приобретать (т. е. в качестве критерия выступает уровень «мастерства»), В частности, один из тестов, ориентированных на критерий сформированности процесса чтения, операционализирован с помощью следующих составляющих понимания прочитанного: возможности ставить вопросы к прочитанному материалу, переформулировать трудные места, выделять главные мысли, составлять план и пр. Также разработан тест естественнонаучного мышления для учащихся 7-8 классов (Г. А. Берулаева), в котором заложена модель когнитивной организации предметной области естествознания; он состоит из качественных вопросов (например, почему нельзя тушить керосин водой).
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 280.
Литература:
Hilke R. Grundlagen normoorientirte und kri- teriumorientirte Test, Bern, 1960; Pophan W.J. Criterionreferenced Measurement. New Jersey, Englewood Cliffs, 1978; Гуревич К. M. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982, № 1; Горбачева Е. И. Опыт конструирования диагностггческого критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 133—139; Klauer К. J. Kriteriusorientirte Tests. Gottingen, 1987; Берулаева Г. А. Психология естественнонаучного мышления. Томск, 1991; Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: Критерии и нормативы. М., 1992; Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, М. К. Акимовой, Г. А. Берулаевой и др. Бийск, 1993.