Рациональность

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ — относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т. п.). В буржуазной философии нового времени Рациональность понимается как всеобщее, абстрактное, внекультурное и внеисторическое свойство человека, как универсальный показатель его разумности. Представители философии жизни, экзистенциализма и психоанализа противопоставляют рациональности в качестве доминирующего фактора человеческой деятельности эмоционально-волевое, подсознательное начало. Понятие Рациональность играет большую роль в основных философских школах и течениях 20 в. Для Вебера Рациональность эквивалентна экономической калькуляции, определяющей наиболее выгодную и прибыльную стратегию поведения. Согласно Попперу, важнейший признак Рациональности состоит в критикуемости, в опровержимости: критический рационализм считает рациональными лишь те виды знаний, которые могут быть опровергнуты теоретической критикой или экспериментом. Неопозитивисты отождествляли Рациональность с правилами, нормами и стандартами логического вывода. В противоположность буржуазному рационализму диалектический материализм отрицает вневременной абсолютный характер Рациональности, рассматривая ее как систему, исторически обусловленную и развивающуюся в определенном социально-культурном контексте. Объективная неэквивалентность, несовпадение различных Р. определяется различной степенью их соответствия объективным закономерностям развития природы и общества, интересам и целям определенной группы в данных социально-исторических условиях. Таким образом, социальная практика и эффективность в достижении общезначимых целей являются критерием адекватности Рациональности объективной действительности. Вместе с тем, несмотря на культурно-историческую обусловленность и многообразие форм и типов Рациональностей, как в прошлом, так и в современном обществе имеются общие для всех этих форм и элементов признаки, обусловленные объективными характеристиками человеческого бытия и необходимостью адаптации человека к окружающему миру.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 385.