Время у китайцев (Шоссанд, 2016)

ВРЕМЯ У КИТАЙЦЕВ, как и во многих других неевропейских традициях, воспринимается не как линейное, а как циклическое. У него нет ни начального пункта, ни окончания: ход мира представляет собой вечное возобновление, и точно так же одна династия сменяет другую: они рождаются, растут, достигают вершины и склоняются к упадку, после чего сменяются новыми. Тогда начинается новый цикл.

Большинство людей в эпоху Цин были земледельцами, и самым наглядным для них был годовой цикл — смена времен года и полевых работ. Этот основной цикл накладывал отпечаток на жизнь общества вплоть до самых высоких государственных сфер, так как распорядок жизни императора также определялся официальными ритуалами и жертвоприношениями, прямо связанными с временами года (см. гл. VI, раздел «Официальные ритуалы и жертвоприношения»). Кроме того, китайцы воспринимали мир целостно: в разработанной ими космологии соответствий (см. гл. X, раздел «Здравоохранение и медицина») все стихии вселенной перекликаются друг с другом, а с их соответствиями связаны и времена года. При этом начать какое-либо дело в благоприятный момент не менее важно, чем взяться за него по правилам искусства. Зима, например, — мертвый сезон (время господства начала инь), а потому именно в это и ни в какое другое время должны совершаться смертные казни. Представление о благоприятном времени затрагивает самые разные области от политики до повседневной жизни. Установить правильное время свадьбы, к примеру, — дело наиважнейшее. Несвоевременная женитьба предвещает несчастный брак.

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 124-125.

Понятие: