Уроборос
УРОБОРОС — мифологический персонаж, встречающийся в алхимических трактатах, в виде змеи, заглатывающей свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э. Нойманна, трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое — служащее началом человеческой индивидуальности — единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда «Я» погружено в бессознательное, из которого еще не отдифференцирован сознательный опыт. Это — единственный архетип, в котором субъект-объектные отношения еще не развиты, так как нет центра «Я», который противостоит внешнему миру, символизированному образом Великой Матери. Символизирует досексуальную стадию развития, когда пищевой инстинкт преобладает над сексуальным. Данный архетип — также символ замкнутости, самодостаточности, пребывания внутри себя, нарциссического самопоглощения. Наиболее характерный для него мифологический образ — древнегреческий бог времени Хронос, пожирающий своих детей. Уроборос — это бессознательное в целом, тесно связанное с природой. Здесь человек является одновременно всем, и он слит со своим собственным телом, которое выступает центрирующим принципом (а не «Я», как на последующих стадиях развития). Дифференциация «Я» происходит позже, когда человек рождается как личность и архетип уробороса сменяется архетипом Великой Матери. Дальнейшее формирование сознания реализуется через дробление мирового целого на отдельные объекты, фигуры, которые лишь после этого могут быть ассимилированы («съедены»), т. е. осознаны. При этом агрессия может тесно связываться с соответствующими телесными функциями принятия пищи, жевания, кусания, и признаком фиксации выступает символика зубов как инструмента таких видов действий, существенно важных для формирования независимого Эго. С другой стороны, по Э. Нойманну, уроборос является символом не только начала, но и реализации личности: в центре сублимированного уробороса оказывается «Я», которое сочетает в себе маскулинные и фемининные, сознательные и бессознательные элементы.
Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 621.
Литература:
Neumann Е. Die Grosse Mutter. Zurich, 1956; Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рельф-Бук, 1998.