Жизненный мир (Кузнецов, 2007)
ЖИЗНЕННЫЙ МИР (нем. Lebenswelt) - центральное понятие поздней феноменологии Э. Гуссерля (1856-1938). Синонимичные термины: окружающий мир жизни (Leben- sumwelt), окружающий мир (Umwelt). Ж.м. — это мир допредикативного (т.е. дотеоретическото, не связанного логической формой) субъективно-релятивного опыта, анонимно конструируемый трансцендентальной субъективностью как мир изначальных очевидностей, предданных и постоянно значимых во всяком объективированном опыте в качестве само собой разумеющегося. Ж.м. охватывается не только личная, но и общественно-историческая жизнь человека, поэтому он является всеобщим миром совместной жизни.
Тематизация Ж.м. в феноменологии Гуссерля представляет собой попытку радикального прояснения оснований естественной установки путем рефлексии к «миру доксы», от которого всегда отталкивалось феноменологическое исследование, направляя свой интерес по ту сторону «наивного» мира повсед-невной и естественнонаучной жизни. Учение о Ж.м. наиболее отчетливо представлено в последнем произведении Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцендентальная фе-номенология». Однако философ не успел разработать его в полном и систематическом виде, оставив большей частью лишь общие характеристики и замечания к проекту построения науки о Ж.м., что привело к значительным расхождениям в интерпретации этого термина у последователей Гуссерля и исследователей его философии.
Понятие Ж.м. раскрывается в «Кризисе» в корреляции с анализом «объективистской» науки. Ж.м. пред-дан «объективному миру» науки культурно-исторически в качестве ко-нечно-конкретного мира чувственного опыта окружающих вещей, опыта, мотивированного сугубо практически-ситуационными интересами. Естественнонаучная картина мира, выступающая под титулом «объективной реальности» и образуемая путем идеализации донаучного Ж. м., заслоняет последний, однако это вовсе не означает, что Ж.м. теряет значимость универсального горизонта, охватывающего собой мир науки так же, как и все другие особые «миры», которые могут быть вычленены из Ж.м. только в абстракции.
Обыкновенно допредикативный опыт Ж.м. переживается неактуализированно. Феноменологический взгляд стремится схватить этот опыт, выявив способы его протекания. В основе допредикативного опыта лежат первичные чувственные созерцания, среди которых ведущую роль играет восприятие. Именно в восприятии вещь дана как «она сама», в своей «пра-оригинальности». В чувственном восприятии проявляется наиболее фундаментальный, а именно телесный, пласт Ж.м. Сама возможность чувственного опыта связана с живой телесностью испытывающего и активно действующего субъекта. Согласно Гуссерлю, мы выступаем одновременно субъектами, конституирующими мир в сознании, и объектами Ж.м. среди других его объектов. Научная деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, является одной из практик внутри Ж.м. Ученый не только приходит в мир науки из своего Ж.м., но и в процессе научной работы постоянно использует те интуиции, в которых всегда уже пред-дан Ж.м.
Понятие Ж.м. (мира повседневности) играет так же значительную роль в основанной А. Шюцем феноменологической социологии.
Литература:
Husserl Е. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transcendentale Phanomenologie (Husserliana, 6). Den Haag, 1976 (сокр. русский перевод:
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноме-нология // Вопросы философии. 1992. № 7;
Husserl Е. Die Krisis... Erganzungband (Husserliana, 29). Den Haag, 1992;
Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М., 1996;
Analecta Husserliana. Vol. 2:
The late Husserl and the idea of phenomenology. Dortrecht, 1972;
Schiitz A. Collected papers. Vol. 1-3. The Hague, 1962-1966.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 166.