Буддизм (СИЭ, 1962)

БУДДИЗМ - одна из трех наиболее распространенных (наряду с христианством и исламом) религий. Буддизм возник более 2 тысяч лет назад в Индии и получил распространение в странах Центральной и Восточной Азии. Интерес к буддизму в науке появился во 2-й половине 19 века, когда были изданы в подлинниках и переводах на европейские языки важнейшие палийские и санскритские тексты, излагающие историю и вероучение буддизма. Впоследствии для изучения буддизма была привлечена также китайская и японская литература, включающая переводы ряда наиболее ранних источников, в подлинниках не сохранившихся. Большой вклад в изучение буддизма сделали русские востоковеды В. П. Васильев, И. П. Минаев, О. О. Розенберг и особенно Ф. И. Щербатской. Российская АН предприняла с 1897 году издание серии "Bibliotheca Buddhica" (или "Собр. оригинальных и переводных буддийских текстов"; издание продолжено АН СССР), в котором приняли участие наряду с русскими буддологами многие зарубежные ученые (т. 1-30, СПБ(Л.), 1897-1937; т. 31, М., 1960). Значительную роль в изучении буддизма сыграли французские ученые Э. Бюрнуф (1801-52) и Э. Сенар (1847-1928), немецкие - Ф. Макс Мюллер (1823-1900) и Г. Ольденберг (1854-1920), английские - Т. У. Рис-Дейвидс (1843-1922), индийские - Р. Митра (1824-91), А. Дхармапала (1864-1933), Х. П. Шастри (1853-1931), Д. Косамби (1871-1947), С. Радхакришнан и др. В обширной литературе по буддизму не только отдельные понятия, которыми оперирует буддизм, но даже основные его догматы получают у различных авторов самые разнообразные, часто взаимоисключающие толкования. В методологическом отношении большинство исследователей буддизма в буржуазном востоковедении подходили к буддизму с идеалистических позиций. Так, возникновение буддизма объяснялось только личными качествами его легендарного основателя Сиддхартхи Гаутамы (Будды) или же основные идеи буддизма полностью выводились из более ранних религиозных систем Древней Индии, в первую очередь из брахманизма. В советской историографии одна из первых попыток объяснить происхождение буддизма социальными причинами была сделана М. А. Рейснером ("Идеологии Востока", 1927; статья "Буддизм" в 1-м изд. БСЭ), который, однако, ошибочно рассматривал ранний буддизма как идеологию разлагающегося феодализма и складывающегося торгового капитала. Более правильно подойти к вопросу о происхождении буддизма стало возможным в результате исследования советскими и прогрессивными зарубежными учеными общественно-экономических отношений в Древней Индии.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии усилился процесс развития рабовладельческих отношений и образования крупных рабовладельческих государств. Бесправие и разорение, полная неуверенность в завтрашнем дне, все более тяжелое угнетение производящих слоев общества - рабов и свободных земледельцев вызывали изменения в общественном сознании. Появилось огромное количество сект, богословских направлений и проповедников, пытающихся найти выход из "земного тупика" в "потустороннем мире". В этих условиях зародились первоначальные положения учения раннего буддизма - идеи тождества между бытием и страданием, равенства людей в праве на "спасение", текучести и шаткости всего "видимого мира", призывы порвать все земные привязанности, из чего вытекало непротивление злу "иллюзорного мира" ради "грядущего спасения". Вследствие характерной для буддизма проповеди пассивного отношения к действительности, буддизм рассматривался господствующим классом как неопасное учение и не только не подвергался преследованиям, но, наоборот, поддерживался им. Положения, разрабатываемые многочисленными группами бродячих буддийских монахов и проповедников, были сведены в более или менее единую систему уже при царе Ашоке (273-236 или 232 годы до н. э.) из династии Маурья. Ашока, придавая новой идеологии большое значение, помог договориться различным близким по своему учению группам и выработать единые основы вероучения и единые уставные требования монашеской общины.

Основным положением буддизма, отраженным в источниках, относящихся к 3-1 векам до н. э., и сохраняющимся до нашего времени, является учение о "спасении" в "неземной" жизни. Философия буддизма и его моральные требования служат обоснованию и утверждению путей этого "спасения". Буддизм учит, что всякое существование в видимом и ощутимом нами "иллюзорном" мире ("сансара") является неизбежно страданием. Страдание это не прекращается и после смерти человека, так как его ожидает новое возрождение, форма которого определяется делами и мыслями самого человека как в данной жизни, так и в предшествующих. Это так называемый закон "кармы" ("воздаяние"). Всякая привязанность к жизни и земному, любая попытка активно изменить эту "иллюзорную действительность" в лучшую сторону приводит к новым бесконечным перерождениям. Только вступление на указанный Буддой "восьмиричный благородный путь спасения" ("праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление") может привести к "благоприятному возрождению" и даже, наконец, к осуществлению идеала - к полному прекращению перерождений, небытию - "нирване" (буквально - угасание). Наиболее удобные условия, по учению буддизма, для следования по этому пути создавались при уходе от мира и проживании в монашеской общине - так называемой сангхе, которая возникает впервые именно в буддизме (по-видимому, в 5-4 веках до н. э.). Буддийское учение о перерождении сводило в сознании верующих воедино самые противоположные слои общества. Раб может стать раджей, божеством, даже совсем перестать возрождаться, "спастись". Самый могучий властелин может возродиться бесправным человеком или даже всеми презираемым животным. Буддизм, уравнивавший всех в страдании и "спасении", стал в руках господств. классов одним из средств для того, чтобы заглушить протест эксплуатируемых против угнетения. Универсальность предложенного буддийским учением "пути к спасению", которое доступно всем вне зависимости от класса, касты, сословия, была одной из причин победы буддизма в Древней Индии и его широкого распространения в дальнейшем в странах феодальной Азии. Буддизм, отрицающий родоплеменную исключительность, оказывался подходящей идеологической основой для складывающихся крупных рабовладельческих государств.

Буддийское учение о мире страданий было несовместимо с представлениями о "всеблагом" божестве - Брахме - творце столь несовершенного мира. В этом смысле буддизм отрицал значение всех богов древнеиндийского пантеона. Но он ставил на их место обожествленного наставника - мифического Будду, благость и милость которого - в его стремлении и способности уничтожить этот мир страданий. Будда - это вероучитель, указывающий остальным существам "путь спасения". Когда все будут "спасены", когда в нирване погаснет сознание последнего живого существа, не станет и "сансары" - мира иллюзий, являющегося лишь порождением заблудшей человеческой фантазии. Развивавшаяся в некоторой связи с буддийской религией буддийская филос. система подчеркивала непостоянство и изменчивость видимого мира - "сансары" (мир-поток) - и устанавливала причинную взаимосвязанность явлений в мире-потоке. Она включала в себя, таким образом, элементы стихийной диалектики, что было известным шагом вперед в развитии человеческого мышления.

После распада империи Маурья Буддизм продолжал развиваться в северо-западной части Индии и достиг наивысшего расцвета в 1-2 веках н. э. в Кушанском царстве при царе Канишке (78-123), вошедшем в историю буддизма в качестве второго Ашоки. Созванный Канишкой в Кашмире собор сформулировал основные положения новой формы буддизма - махаяны ("большая колесница", или "широкий путь" спасения). Распространенное ранее в долине Ганга буддийское учение стали называть, в отличие от махаяны, хинаяной ("малая колесница", или "узкий путь" спасения). Если в хинаяне подчеркивался преим. отказ от всяких связей с земной жизнью, то в махаяне главным становится воздействие на мирян, приобщение к буддизму все новых и новых приверженцев. При дальнейшем обожествлении Будды на первое место в махаяне была выдвинута вера в "бодхисатв" - святых, достойных вступления в нирвану, но не делающих этого для того, чтобы иметь возможность наставлять других на истинный путь. Разрабатывается учение о рае и аде. Вырабатывается сложный культ, в котором основное место занимают заимствованные из первобытных религий заклинания богов и духов. Монахи становятся посредниками между людьми и богами, заклинателями духов. Создается изобразительное искусство, пышные богослужения сопровождаются массовыми процессиями, музыкой и т. д. В 6-7 веках начался упадок буддизма в Индии и уже к началу 10 века он потерял здесь свое значение. Развитие феодальных отношений привело тут к складыванию кастовой системы и к возрождению на новой основе важнейших положений брахманизма в форме индуизма. Начиная с 1 века н. э. буддизм в форме махаяны проник в Китай, где со 2 века получил широкое распространение. В 4-7 веках буддийская церковь в Китае выросла в большую экономическую и политическую силу. В 8-9 веках в значительной части Китая буддизм вновь уступил место господствующей идеологии - конфуцианству, хотя по-прежнему имел довольно широкое распространение; в Тибете, где буддизм начал распространяться в 7 веке, в 14-15 веках он приобрел своеобразные черты ламаизма. В 4-6 веках буддизм из Китая распространился в Корею, а оттуда в Японию. Буддизм с его единством культа и абсолютным значением верховного божества способствовал в Японии преодолению прежней родоплеменной разобщенности и становлению раннефеодального централизованного государства. Вплоть до последней трети 16 века буддийская церковь играла большую роль в политической и экономической жизни страны. В период Токугава (1603-1867) буддизм уступил господствующее положение конфуцианству, а после так называемой революции Мэйдзи (1867-1868) - национальной японской религии синто (см. Синтоизм), но сохранял и в это время значительные позиции. В форме ламаизма буддизм в 16-17 веках распространился в Монголии, в конце 17 - 1-й половине 18 веков - в Бурятии. В форме хинаяны буддизм непосредственно из Индии распространился (последние века 1-го тысячелетия до н. э. - 1-е тысячелетия н. э.) на Цейлон, в Индонезию и Индокитай. В некоторых из этих стран (Цейлон, Бирма) буддизм и сейчас является важным идеологическим фактором в жизни общества.

В местах своего распространения буддизм осваивал многие национальные религии, включал в свой пантеон местных богов и вводил местные обряды. В Японии и Китае буддизм, сосуществуя с синто, даосизмом и конфуцианством, частично синкретизировался с ними. Все это придало учению и культу буддизма в различных странах большое разнообразие, так что говорить о едином буддизме ныне нельзя.

В СССР буддийское вероисповедание имеет последователей в Бурятской, Калмыцкой, Тувинской АССР и в национальных округах Иркутской и Читинской области. Возглавляется Духовным управлением буддистов СССР.

А. Н. Кочетов. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.

Источники:

Pali text society, v. 1-84, L., 1882-1931; Pali text society. Translation series, v. 1-21, L., 1909-31; Sacred books of the East, ed. by F. Max Müller, v. 10, 11, 13, 17, 19, 20, 35, 36, 49, 50, L., 1879-1910; Sacred books of the Buddhists, ed. by F. Max Müller and T. W. Rhys Davids, v. 1-3, 1895-1910; Suttanipâta, transl. from Pâli by V. Pausböll, Oxf., 1881 (рус. пер. Герасимова, M., 1899); Buddhist Mahâyâna texts, transl. from the Sanskrit by E. В. Cowell, F. M. Müller, J. Takakusu, pt 1-2, Oxf., 1894; The Jataka together with its commentary..., transl. by T. W. Rhys Davids, v. 1-5, 7, L., 1877-97; Lalitavistara Leben und Lehre des Зâkya - Buddha. Textausgabe von S. Lefmann, v. 1-2, Halle, 1902-1908; Die Reden Gotamo Buddhos Übertr aus dem Pali-Kanon von K. E. Neumann, Bd 1-3, Z., (1956-57); Пратимокша-сутра Буддийский служебник, изд. и пер. И. Минаев, СПБ, 1869.

Литература:

Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с 294; его же, Диалектика природы, M., 1955, с. 176; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857-69; Минаев И. P., Буддизм. Исследования и мат-лы, т. 1, в. 1-2, СПБ, 1887; Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-1909; его же, The central conception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvana, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Ольденберг Г., Будда. Его жизнь, учение и община, пер. с нем., 5 изд., M., 1905; Рис-Дэвидс Т. В., Буддизм, пер. с англ., СПБ, 1906; Радхакришнан С., Инд философия, пер. с англ., т. 1, M., 1956; Ильин Г. P., Религии др. Индии, M., 1959; Кочетов А. Н., Происхождение буддизма, в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, сб. 1, M.-Л., 1957; Glasenapp H., Buddhismus und Gottesidee, Wiesbaden, 1954; Oldenberg H., Die Lehre der Upanischaden und die Anfänge des Buddhismus, Gött.,1923;Thomas E. J., The history of Buddhist thought, L.-N. Y., 1933; Senart E., Essai sur la légende de Buddha, son caractere et ses origines, R., 1882; 2500 years of Buddhism Gen. ed. R. V. Bapat, Foreword by S. Radhakrishnan, (Dehli, 1959), р. 382-442 (обзор лит-ры и источников); La Vallée Poussin L. de, Le Dogme et la philosophie du Bouddhisme, P., 1930; Conzé E., Buddhism, (L.), 1951; Kern H., Der Buddhismus und seine Geschichte in Indien, Bd 1-2, Lpz., 1882-84; Ruben W., Geschichte der indischen Philosophie, B., 1954.

Библиографические указатели:

Bibliographie bouddhique, v. 1-23, R., 1928-52; March A. С., A buddhist bibliography, L., 1935; Held H. L., Deutsche Bibliographie des Buddhismus, Münch - Lpz., 1916; Leumann E., Buddhistische Literatur, nordarisch und deutsch, v. 1, Lpz., 1920.

Справочные издания:

Malalasekera G. P., Dictionary of Pali proper names, v. 1-2, L., 1937-38; Soothill W. E. and Hodous L., A dictionary of Chinese Buddhist terms, L., 1937; Edgerton F., Buddhist Hybrid Sanskrit grammar and dictionary, v. 1-2, New Haven, 1953; его же, Buddhist Hybrid Sanskrit reader, New Haven, 1953; Hôbôgirin, Dictionnaire encyclopédique du Bouddhisme d'après les sources chinoises et japonaises, fasc. 1-3, Tokyo, 1929-(38); Nyanatiloka, Buddhistisches Wörterbuch..., Konstanz, (1954); Labou M., Répertoire du Tanjur d'après le catalogue de P. Cordier. Avec une préf. de P. Pelliot, P. 1933; Catalogue of the Sanskrit and Prakrit Manuscripts, Oxf., 1935.

Журналы:

"Buddhism" An illustr. quarterly review, Rangoon (Burma), 1903-1908; "Buddhist". The English organ of the Southern church of Buddhism, Colombo, 1888-1907; "Buddhist text and research society", Calcutta, 1893-1906; "Journal of the Pali text society", L., 1882-1927; "Сянь-дай Фосюэ" (Современный буддизм), Пекин.

Понятие: