Община (в Индии)

Община в раннее средневековье играла в Индии большую роль — не только экономическую и социальную, но и политическую. Она отличалась большими размерами и сложной структурой. Деревни, имевшие своих старост и общинный совет, входили в состав более крупных общин, охватывавших целый округ, те — в состав еще более крупных (в масштабе области) и т. д. Каждая из общин, как мелких, так и крупных, имела свои органы управления, составлявшиеся из старейшин низших общинных советов, а также распоряжалась землей, входившей соответственно в территорию данной деревни, округа или области.

Крупные общины, включавшие целую область, были более характерны для Южной Индии. В Тамилнаде они назывались «наду». В Карнатаке для определения большой общины использовалось географическое наименование области с добавлением того или иного числа, например Белвола—300, Чирапи—12 и т. д. О том, что означали эти числа, среди ученых ведутся споры. Наиболее вероятно, что мелкие обозначали число членов общинного совета (возможно, равное числу самостоятельных хозяйств в общине), крупные же показывали общее число членов мелких советов, подчинявшихся данной общинной организации.

В Северной Индии таких сложных общинных структур, по-видимому, не было. Но и там община часто состояла из нескольких населенных пунктов, называвшихся деревнями («грама») или частями, долями («патака», «кона», «паллика» и т. п.).

Общины осуществляли самоуправление и самооборону, суд по мелким делам, организовывали взаимопомощь крестьян, строительство ирригационных сооружений, принимали участие в усобицах феодалов. Средства на все это, а также на содержание общинной администрации давали общинные сборы, иногда не уступавшие по величине сумме государственных налогов.

С усилением раннефеодальных государств общины (прежде всего крупные) начинают терять автономию и превращаются в обычные административные единицы, все больше контролируемые назначенными чиновниками. Но советы округа, области, даже потерявшие фактическую власть, продолжают до XIII—XIV вв. (а в Южной Индии — еще позже) упоминаться в документах о дарениях как органы, которых надлежит ставить в известность при передаче земли в другие руки.

Феодализация общины выражалась еще и в том, что некоторые лица из ее управленческой верхушки иногда сами становились феодалами.

В надписях часто упоминаются члены общинной администрации — дешаграмакута, раштраграма махаттара, раштракута и т. д. Получая вознаграждение за свою службу в виде особых участков земли и части общинных сборов, они нередко становились не только богатыми, но и влиятельными в государстве людьми. Одна из сильнейших южноиндийских династий, Раштракуты, происходила именно из этого слоя. Характерно, что, придя к власти, они сделали свой общинный титул родовым именем, не стыдясь, видимо, своего происхождения.

Произведения жанра «обрамленной повести», создававшиеся в основном в Северной Индии, свидетельствуют, что большую власть в общине получил деревенский староста. Его личность внушала страх и почтение, он был, как правило, значительно богаче односельчан, требовал с них подношений, брал взятки и т. п.

Экономика общины базировалась на индивидуальном крестьянском хозяйстве, которое вела одна семья — большая патриархальная или малая. Общинники, называвшиеся главами семей — «кутумбин» (в эпиграфике) или домохозяевами — «грихастха» (в художественной литературе), имели на свои участки широкие права, которые можно назвать подчиненной собственностью. Эта собственность была подвластна, однако, государству, взимавшему поземельный налог, и общине, сохранившей право контроля за отчуждением участка. Переделов земли, как правило, не было.

В южноиндийских документах начиная с XI—XII вв. встречаются упоминания о долевом переделе земли, т. е. о происходившей время от времени перемене участков без изменения их величины. Но даже такой передел, очень мало затрагивавший владельческие права крестьян, возник, по всей вероятности, лишь тогда, когда стал ощущаться недостаток наиболее удобных и плодородных земель.

Кутумбины составляли не все население деревни. Кроме них там жили ремесленники, а также неполноправные земледельцы. Разделение труда между ремесленниками и земледельцами и содержание ремесленников общиной отмечаются с XI—XII вв. Существовала ли эта система ранее — неизвестно.

История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 102-103.

Понятие: