Парадигма (Шапарь, 2009)
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений — теорий, методов, по образцу которых организуется исследовательская практика специалистов в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.
Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: 1) препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы; 2) этап господства парадигмы — «нормальная наука», 3) этап кризиса и научной революции, заключающийся в смене парадигмы, в переходе от одной к другой.
Проблемы, поставленные концепцией парадигмы (о научной дисциплине и стадиях ее развития; о научном сообществе как коллективном субъекте познания и пр.), разрабатываются и отечественными учеными.
В дискуссиях о применимости понятия парадигмы к психологии американскими авторами высказывалось мнение о том, что в начале XX века произошла замена интроспективной парадигмы (психология сознания) бихевиористской (психология поведения); однако это мнение представляется ошибочным.
Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, можно говорить об общей — общенаучной парадигме, характеризующей общее мировоззрение науки как целого. Не следует пренебрегать и влиянием общей парадигмы на мировоззрение социума, как и обратным влиянием социума на общенаучные взгляды.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 364.