Консерватизм (Маслин, 2014)
КОНСЕРВАТИЗМ (от лат. conservare - охранять, сохранять) - понятие, обозначающее политические силы, которые в тот или иной период борются за сохранение традиционных, сложившихся основ общественной жизни, а также характеризующее определенный тип или стиль мышления. В русской философской мысли консервативный тип мышления наглядно (для XIX века) выявляется уже в мировоззрении славянофилов. Здесь консервативная мысль принимает романтическую форму. Ярким представителем этого стиля мышления может служить и К. Н. Леонтьев. Однако в чистом виде консерватизм в русской философии встречается довольно редко. Кроме вышеназванных примеров можно указать на Жуковского, идеологов «официальной народности» Погодина и Шевырева, Победоносцева, на сильную консервативную традицию в духовно-академической философии. В связи с последней нельзя не упомянуть Гогоцкого (достаточно обратить внимание на его статью «Два типа прогресса», чтобы стала ясной приверженность этого мыслителя к консервативному тину мышления), Юркевича, Кудрявцева-Платонова. В большинстве же случаев этот стиль мышления сочетался с другими, например, с либеральным. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм экстремизма, какую бы окраску и какую бы форму последний ни принимал. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой, ультрареакционной идеологии (пример последней - взгляды Каткова после 1863 года), и крайне левой, радикальной, которая в середине и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (революционные демократы, народники, эсеры, анархисты). Консерватизм отличают взвешенность подхода к любой проблеме, стремление найти компромисс между появляющимся новым (с консервативной точки зрения это процесс объективный, но поддающийся вполне определенной регуляции) и сложившимся, традиционно установившимся. Отвергаются все возможные формы «отрицания прошлого» (крайняя форма такого отрицания — нигилизм). Особый интерес представляют отношения «консерватизм - либерализм». Обычно эти понятия противопоставляются друг другу, в них видят два полюса, две крайних точки, между которыми не может быть ничего общего. Однако при всей справедливости разведения этих понятий (их глубинные основы действительно различны) нельзя не видеть и тех моментов, в свете которых эти два понятия уже не представляются как взаимно отталкивающиеся, между ними обнаруживаются определенные связи. При анализе консервативной мысли в ней можно обнаружить то, что выше было названо компромиссом с появляющимся новым. Отрицание последнего подрывает сами основы консервативного мышления и обращает его в ретроградное, реакционное мироосмысление, которое, кроме тупика, никуда не может привести. С другой стороны, рассматривая либеральный образ мыслей (если это действительно либеральный, а не рядящийся под него тип мышления), мы будем постоянно наталкиваться на определенные консервативные, охранительные моменты, которые составляют его неотъемлемую часть. На это обратил внимание еще Дж. Ст. Милль, полагавший, что истинный либерализм заключается не только в поддержке движения вперед, но и в сохранении того, что добыто этим движением и что для данного общества жизненно. Для Милля было идеалом, если бы партия «порядка, сохранения» (т. е. консервативная) и партия «прогресса» смогли достичь такой умственной широты, что объединились в одно течение, т. е. в партию и порядка, и прогресса. Чичерин, относивший себя к либералам (и небезосновательно), при всем том высказывался в работе «Вопросы политики» следующим образом: «Консервативное направление, к которому я принадлежу и которое я считаю самым крепким оплотом государственного порядка, воспрещает всякую бесполезную, а тем более вредную ломку. Оно равно отдалено и от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, и от стремления вперед, отрывающегося от почвы в преследовании теоретических целей. Ему одинаково противны упорное старание удержать то, что потеряло жизненную силу, и посягательство на то, что еще заключает в себе внутреннюю крепость и может служить полезным элементом общественного строя. Его задача состоит в том, чтобы внимательно следить за ходом жизни и делать только те изменения, которые вызываются насущными потребностями». В этих словах Чичерин-либерал четко определил роль и рамки действий консерватизма. Недаром он был не просто либералом, а консервативным либералом. Таким образом, при всей кажущейся противоположности, даже противоречивости в основаниях у консерватизма и либерализма находится много общих точек соприкосновения, которые переводят эти противоположные отношения в плоскость солидарности и сотрудничества. Если искать истинную противоположность консервативному типу мышления, то ее легко найти в любых формах экстремизма, радикализма, революционаризма, анархизма, нигилизма и т. д. В наше время термины «консервативный либерализм» или «либеральный консерватизм» уже не вызывают удивления - это вполне разработанные политические доктрины. Судьба и консерватизма, и либерализма в России была трагической. Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя формами политического поведения - левым и правым течением в обществе. Чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине. Консерваторы не были популярны, у них не было реальной духовной поддержки в обществе. Этому стилю мышления следовали единицы, и их опыт либо отвергался как нечто абсолютно ненужное, либо просто замалчивался, отодвигался тем самым на второй план.
В. И. Приленский
Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 290-291.
Литература:
Струве П. Б. Кн. Вяземский и А. Д. Градовский о либеральном консерватизме // Франк С. Л. Пушкин как политический мыслитель. Белград, 1937; Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. М., 1970; Полторацкий 7/. Монархия и республика в восприятии И. А. Ильина. Нью-Йорк, 1979; Ганьцева Р. А., Роднянская И. Б. Раскол в консерваторах. Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, И. С. Аксаков, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев в споре об общественном идеале // Неоконсерватизм в странах Запада. М., 1982. Ч. 2; Корольков А. Д. Пророчества Константина Леонтьева. Спб., 1991; Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. М., 1991 -1992. Вып. 1-2; Консерватизм в России («Круглый стол») // Социологические исследования. 1993. № 1; Сивак А. Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991; Пушкин С. Н. Историософия рус. консерватизма. XIX в. Н. Новгород, 1998; Русский консерватизм сер. XVIII - нач. XX в.: Энциклопедия. М., 2010.