Общественного договора теория
ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА ТЕОРИЯ — идеалистическое учение о возникновении государства и права в результате сознательно заключенного между людьми договора. С точки зрения сторонников этой теории, государству предшествует полная анархия и «война всех против всех» или, по другим взглядам, «естественное состояние» — неограниченная личная свобода. Ею люди сознательно решили поступиться в пользу государства для обеспечения своей безопасности, охраны собственности и других личных прав. Первые представления о договорном происхождении государства возникли еще в древности. Развернутую форму Общественного договора теория получила в 17—18 вв. (Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк, Руссо и др.) в связи с выступлениями буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Она явилась идеологическим обоснованием притязаний буржуазии на политическое господство в ее борьбе против феодалов, которые обвинялись в нарушении условий Общественного договора. Ограниченность Общественного договора теории выражалась в том, что государство рассматривалось как следствие развития общественного сознания, а не общественного бытия (экономического развития общества). Классовый характер Общественного договора теории особенно отчетливо проявился в утверждении «естественности» и вечности права частной собственности и оправдании, таким образом, экономического, а значит, и социально-политического неравенства людей.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 309.