Ощущение (Шапарь, 2009)

ОЩУЩЕНИЕ — 1) согласно теории отражения, действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражений в факты сознания — в информацию; 2) отражение в сознании личности отдельных свойств и качеств предметов или явлений. Обеспечивают непосредственную связь сознания с внешней средой, отражают свойства предметов объективного мира. Отражение в ощущении — результат не просто воздействия объекта на живое существо, но результат их взаимодействия — взаимодействия процессов, идущих навстречу друг другу и рождающих акт познания; результат взаимодействия организма с физическими и химическими свойствами среды при их непосредственном воздействии на рецепторы.

В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой. Именно в нем совершается переход энергии внешнего мира в акт сознания. Образы ощущения выполняют регулирующую, познавательную и эмоциональную функции. Ощущение и сохранение их следов — природная основа психики в филогенезе и онтогенезе.

Центральная закономерность ощущения — существование порога восприятия.

В рамках рефлекторной концепции Сеченова и Павлова проводились исследования, показавшие, что по физиологическим механизмам ощущение — это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.

Проблематика ощущения интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и в различных разделах физиологии. Многообразие ощущения отображает качественное многообразие мира.

Классификация ощущения может осуществляться по разным основаниям. Их, как и восприятия, можно классифицировать по модальности, выделяя ощущения зрительные, слуховые, осязательные и др. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация — например, пространственные и цветовые зрительные ощущения. Известные трудности для подобной классификации представляют интермодальные ощущение, или синестезии.

Ощущение можно разделить на контактные и дистантные.

Одна из классификаций выделяет три основных класса ощущений: 1) ощущения экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; они, в свою очередь, делятся на два подкласса: а) дистантные — зрительные, слуховые; б) контактные — осязательные, вкусовые; обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами; 2) ощущения проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела (благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках); 3) ощущения интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Однако эта классификация не учитывает известную независимость функции ощущения от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

Известны попытки создания генетической классификации ощущения. Так, выделяют более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Согласно представлениям, разработанным в отечественной психологии, ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости — как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды.

В отличие от ощущений животных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью и всем процессом исторического развития общества. В пользу понимания ощущения как продукта развития всей всемирной истории говорят многочисленные данные о возможности широкой перестройки чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельности, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств (система фонем родного языка, шкалы тонов музыкальных или цветовых).

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 357-359.

Понятие: