Неославянофилы
НЕОСЛАВЯНОФИЛЫ (или «поздние славянофилы») — последователи славянофилов, выступившие во второй половине 19 в. Заимствовав у своих предшественников тезис о противоположном общественном развитии Востока и Запада и идею об особой исторической роли славян, особенно России, неославянофилы дали консервативным сторонам славянофильства новое теоретическое обоснование. Главный представитель течения Н. Я. Данилевский (1822—1885), основываясь на ложно истолкованных методах естествознания, развил «органическую» теорию локальных «культурно-исторических типов», по которой каждый из них переживает своеобразную историю, проходя через этнографический, племенной (юность), государственный (зрелость) и цивилизационный (старость, упадок) периоды («Россия и Европа». 1869). С его точки зрения, «европейский тип» (т. е. буржуазная Европа) переживает период увядания, в то время как славяне вступили в пору расцвета. Поэтому именно славянское федеративное государство, возглавляемое самодержавной Россией, может «содействовать всему высокому» в человечестве. Единомышленниками Данилевского были Леонтьев и Н. Н. Страхов (1828—1896), пропагандировавший в 60-х гг. с позиций славянофильства так называемую теорию почвенничества (Достоевский)— о сближении народа («почвы») и «образованных сословий» («Борьба с Западом в нашей литературе», кн. 1—3, 1882—1896). К неославянофилам иногда причисляют и Соловьева, на которого (как и на других русских религиозных философов) оказали влияние ранние славянофилы (идея мессианизма и др.). Общефилософские воззрения неославянофилов эклектически сочетали религиозный идеализм с элементами натурализма. В то же время они отвергали научную ценность дарвинизма. Теории неославянофилов, выступавших против рационализма и рассматривавших коренные социальные противоречия в русском обществе как аномалию, были направлены против революционного демократизма и социализма.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 295-296.