Исповедь, покаяние (Новиков, 1987)
ИСПОВЕДЬ, ПОКАЯНИЕ - одно из семи христианских таинств. Совершается в католической и православной церквах. Оно состоит в том, что верующий исповедуется, или кается (т. е. признается), в своих грехах священнику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени бога. Церковь учит, что через священника сам Христос изливает на христианина благодать прощения и поэтому после исповеди даже самый преступный человек становится чистым от грехов, как младенец после крещения. Учение об отпущении грехов дает верующим извращенное представление о моральной ответственности за преступления, совершенные против людей, человек отвечает перед богом. С точки зрения этого учения для спасения души (составляющего цель жизни христианина) покаяние гораздо важнее, нежели нравственная чистота. В евангелии от имени Христа прямо утверждается, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк., 15:7). Учение о покаянии занимает одно из центральных мест в нравственной проповеди христианской церкви. Убеждая верующих в том, что без покаяния невозможно спастись даже при самом высоконравственном образе жизни, церковь дает им тем самым ложную жизненную ориентацию, ставя религиозность несравненно выше нравственности, подменяя последнюю первой. Исповедь в руках церкви служит, таким образом, средством, которое помогает ей укреплять религиозность, удерживать верующих под своим влиянием. В классовом обществе, где церковь состоит на службе у эксплуататорского государства, Исповедь используется для контроля за благонадежностью граждан, для борьбы с революционным движением и свободомыслием. Хотя священники не имеют права разглашать того, что им сообщают на исповеди, но из этого правила всегда делались исключения, если дело касалось интересов церкви и господствующих классов. Так, в России, со времен Петра I действовал указ, по которому священники были обязаны доносить о выявленных ими на исповеди «злых умыслах против государя и церкви». В настоящее время в церквах практикуется главным образом коллективная исповедь.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 113-114.