Фрейр
ФРЕЙР - [в мифологии германцев] бог из ванов, сын Ньёрда и брат Фрейи, с которой состоит в связи. Фрейр - бог растительности, урожая, материального достатка и мира.
После того как Фрейр был отдан заложником асам, он женился на богине Герд. Руки Герд добивался и слуга Фрейра - Скирнир (Сияющий), держа в руке меч Фрейра. Лишившись меча, Фрейр сумел убить великана Бели оленьим рогом.
Фрейр обладатель чудесного вепря Гуллинбурсти (Золотая щетинка), иначе называемого Слидругтанни. Верхом на вепре Фрейр примчался на погребение Бальдра. А создали вепря Гуллинбурсти карлики цверги. Кроме того, цверги построили корабль Фрейра - Скидбладнир (Сложенный из тонких досочек). Этот вмещающий любое число воинов корабль может быть свернут подобно платку и всегда за кормой имеет попутный ветер.
Фрейру приносят в жертву коня и вепря. Храм Фрейра высится в Упсале, в древней столице Швеции. [Об этом свидетельствует Адам Бременский.]
Предание повествует об Ингви-Фрейре как о шведском конунге, предке рода Инглингов. В эпоху правления Ингви-Фрейра страна благоденствовала, получая большие урожаи. Когда конунга предали земле и насыпали над могилой высокий курган, из этого кургана три года выходило золото, серебро и железо.
Во время правление Ингви-Фрейра на долгие времена в стране воцарился покой, именуемый мир Фроди. А завершился мир Фроди вот как. У конунга Дании Фроди (Фрейра) была мельница Гротти, моловшая все что пожелаешь. В Швеции у конунга Фьёльнира Фроди приобрел двух сильных рабынь - Фенья и Менья. Рабыни мололи для Фроди золото, мир и счастье. Но Фроди не давал рабыням отдыха, и они намололи войско, выступившее против Фроди. А убит Фроди был морским конунгом Мюссингом. И уже для Мюссинга Фенья и Менья намололи соли столько, что корабль конунга утонул, а море стало солёным.
[Freir (др. исл.) - ‘Господин‘. Саксон Грамматик повествует о короле Фрото, тело которого на повозке возили три года и все это время были хорошие урожаи, не умирали люди. Мельницу Гротти сближают с Сампо из финского эпоса.]
Гудзь-Марков А.В. Пантеон богов индоевропейцев и парапантеон. М., 2001, с. 66-67.