Ислам (Новиков, 1987)
ИСЛАМ (араб. - предавание себя Аллаху, покорность) - одна из мировых религий. Возник в Западной Аравии в начале 7 века н. э. в период образования классового арабского государства. Вероучение ислама изложено в Коране, содержание которого, по преданию, было сообщено в соответствии с божественной волей пророку Мухаммеду. Вероучение ислама испытало влияние христианства и иудаизма, и отчасти манихейства и зороастризма. Главным догматом ислама является признание единственного «истинного» бога - Аллаха, который властвует над людьми как «создатель небес и земли» и всего, что находится на них. Атрибутами мусульманского вероучения являются вера в страшный суд, рай и ад.
Одной из важнейших сторон учения ислама является догмат о предопределении. Согласно этому догмату, в мире все зависит якобы от воли Аллаха, все события, как бывшие, так и будущие, будто предначертаны им еще в начале творения. Наряду с признанием вышеперечисленных догматов мусульманин обязан признавать «пять столпов» веры. Первым из них является произнесение символа веры: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Далее, мусульманам предписано совершать ежедневные молитвы, соблюдать пост, платить налог (закат), а также совершать хаджж (паломничество).
В исламе различают два основных направления - суннизм и шиизм. Ислам, как и другие религии, не оставался неизменным. Толкование догматов и культа, объяснение различных социальных явлений, достижений науки и культуры меняется в соответствии с изменением социальных условий. Ислам как идеологическая надстройка обслуживал базис раннефеодального общества с остатками рабовладельческих отношений, оправдывал и освящал феодальную эксплуатацию, ныне обслуживает буржуазное общество и стремится приспособиться к условиям социализма.
В СССР ислам распространен преимущественно в Средней Азии, Казахстане, Закавказье, в автономных республиках Северного Кавказа и Поволжья, в ряде областей РСФСР, в Белоруссии, Литве и других местах. За исключением большей части верующих-азербайджанцев, исповедующих ислам шиитского направления, немногочисленных персов, курдов, проживающих в Туркмении и Бухарской области УзССР, все мусульмане страны являются последователями суннизма. В Горно-Бадахшанской автономной области проживают верующие исмаилиты - сектанты шиитского направления. В Чечено-Ингушской АССР, в некоторых районах Дагестанской АССР и Казахстана действуют группы приверженцев разновидности мистико-аскетического учения в исламе суфизма (мюридизма), Делами мусульманских общин, расположенных в различных районах страны, руководят четыре независимых друг от друга духовных управления; духовное управление мусульман Ср. Азии и Казахстана (САДУМ) с резиденцией в Ташкенте, духовное управление мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) с резиденцией в Уфе, духовное управление мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) с резиденцией в Махачкале и духовное управление мусульман Закавказья (ДУМЗ), находящееся в Баку. Духовные управления имеют своих представителей в административных районах (область, республика) в чине казы (кади), назначаемых президиумами управлений, через которые поддерживается непосредственная связь с мусульманскими общинами. Духовное управление и его представители влияют на богослужебную практику мечетей, оказывают определенное воздействие на содержание проводимой религиозной пропаганды. По наиболее важным вопросам современной религ. жизни духовные управления принимают фетвы (наставления), которые в мечетях доводятся до сведения верующих. Повседневными делами общин, связанными с сохранением культового имущества, молитвенных помещений, с расходованием материальных средств, занимается избираемый из числа самих верующих орган - мутаваллиат. В городе Бухаре находится медресе (мусульманская, духовная школа) «мир-араб», готовящее мусульманское духовенство. Здесь имеется также и группа по подготовке шиитского духовенства. В Ташкенте функционирует исламский, институт.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 110-112.