Естественная установка (СЗФ.ЭС, 2009)

ЕСТЕСТВЕННАЯ УСТАНОВКА (нем. natürliche Einstellung) - в феноменологии Э. Гуссерля обозначает позицию, характерную для обыденного сознания с присущим ему наивным восприятием мира в качестве достоверной данности. К сущности естественной установке принадлежит «генеральный тезис» - длящаяся вера в действительность совокупного сущего, образующая фон для отдельных полагающих бытие актов (утверждения, сомнения, предположения). Естественная установка лежит в основе как практической жизнедеятельности, так и научного познания, остающегося в рамках генерального тезиса. Началом феноменологического исследования является радикальное изменение установки путем «выключения» генерального тезиса и всех связанных с ним практических и теоретических знаний. В поздних работах Э. Гуссерль понимает под установкой «привычно устойчивый стиль волевой жизни» с предопределенным кругом интересов и целей. Определенная установка присуща любому способу бытия человека и лежит в основе всех форм культуротворчества. В центре внимания Э. Гуссерля оказывается различие практической и теоретической установок. С возникновением последней - свободного от практических интересов созерцания мира - он связывает появление философии как специфического феномена европейской культуры.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 138.