Буддизм (Мчедлов, 1999)

БУДДИЗМ — св. учение, проповедовавшееся на рубеже 6—5 веков до н. э. на Севере Индии Буддой ("просветленный") Гуатамой. Согласно этому учению, все в мире преходяще, не имеет самости (собственной субстанции), а поэтому полно скорби ("неудовлетворенности"). Основным в учении Будды являются четыре Благородные истины: 1. В жизни существуют страдания. 2. Причина страданий — желания. 3. Страдания можно избежать путем подавления в себе желаний и страстей. 4. Существует Благородный восьмеричный путь, заключающийся в: 1) "правильных воззрениях" — понимании 4 истин, 2) "правильных устремлениях" — решимости действовать в соответствии с этими истинами, 3) "правильной речи" — отказе от грубой, праздной, лживой речи, 4) "правильном действии", что предполагало сохранение любой формы жизни, 5) "правильном образе жизни" — честном добывании средств к существованию, 6) "правильном усилии" — постоянстве в преодолении дурных помыслов и т. п., 7) "правильном внимании" — постоянном сознании, припоминании основных положений Б. об иллюзорности мира, и 8) "правильном сосредоточении" — достижении спокойствия и невозмутимости. Этот путь был назван Буддой срединным, поскольку он позволял избегать крайностей поведения.

Согласно буддизму, в каждом существе имеется искорка Будды, каждое существо потенциально может стать Буддой — Просветленным. Все существа живут в круговороте сансары — нашего бытия. Все мы перерождаемся в то или иное существо — будь то человек, животное или дерево — по закону кармы, которая есть результат наших определенных деяний. Поскольку ни одно деяние, как злое, так и доброе, не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни (видимая личность), в соответствии с требованиями кармы, после смерти находит продолжение в потустороннем существовании. Таким образом, закон кармы предполагает ответственность за наши поступки. Моральные поступки ведут к очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени. Буддизм представлен 2 основными направлениями: хинаяной (южный буддизм) и махаяной (северный буддизм). Активная проповедническая деятельность миссионеров позволила этому учению выйти за пределы Индии и распространиться в соседних регионах, в частности в Центральной Азии, Тибете и Китае. Северный буддизм представлен множеством вариантов буддийского вероучения: тантризм (ваджраяна), ламаизм, амидаизм, дзэн, учение лотосовой сутры и т д., которые, являясь массовыми формами религии, в свою очередь делятся на сотни школ и религиозных сообществ, роль которых в социальной жизни, политике, идеологии необходимо рассматривать конкретно в пространстве и времени. Южный буддизм представлен учением тхеравады и распространен преимущественно в странах Южной и Юго-Восточной Азии. 

Выйдя за пределы Индии, буддизм в результате взаимодействия с культурными традициями народов, населявших тот или иной ареал распространения этой религии, претерпел определенные изменения. Локальные формы буддизма в Центральной Азии могли значительно отличаться как друг от друга, так и от индийской модели. Распространению буддизма сильно способствовала и его исключительная веротерпимость, благодаря чему он мог мирно сосуществовать с различными местными религиозными культами и вступать в симбиоз с ними.

Л. А. Верховский, Б. У. Китинов

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 47-48.

Понятие: