Брахма Кумарис
БРАХМА КУМАРИС, неоиндуистская шиваитская секта. Другое название - Международный духовный университет Брахма Кумарис.
Секта основана в 1937 в Карачи ювелиром Дада Лен Раджем, утверждавшим, что Шива якобы вошёл в его тело. Он сменил имя на Брахма Кумарис. Догматика Брахма Кумарис опирается на Веды и сочинения идеологов секты.
В основных чертах вероучение Брахма Кумарис соответствует йогическим учениям, в особенности раджа-йоге (королевской йоге). Брахма Кумарис, придерживаясь монотеизма, провозглашает Шиву верховным богом, имеющим много имён (например, Иегова, Аллах и др.); он соединяет в себе все качества богов Тримурти (Брахмы, Вишну и Шивы). Шива почитается в основном в форме овала или точки - семени, из которого, по мнению приверженцев Брахма Кумарис, произошёл весь мир. Как считают сектанты, душа человека должна достичь слияния с Шивой и освободиться от череды перерождений, для чего надо полностью овладеть своими чувствами и освободить энергию третьего глаза. В догматике секты существенную роль играют эсхатологические мотивы: по мнению Брахма Кумарис, человечество доживает последние несколько лет Кали-юги - Железного века, и вскоре всё живое на Земле погибнет. Особым почитанием в организации пользуется её основатель, который, как считают приверженцы секты, вознёсся на небо к Шиве и стал «ангелом».
Культовая практика секты состоит главным образом из медитаций по методу раджа-йоги, во время которых адепты Брахма Кумарис концентрируются на точке, означающей для них Шиву, и повторяют магическую формулу - мантру «Ом шанти» («Я - спокойная душа»), пытаясь слиться со своим божеством. Для членов обязательны безбрачие и строгое вегетарианство, практикуется также работа на секту. Все ключевые посты в Брахма Кумарис занимают женщины, которые, по вероучению секты, более совершенны, чем мужчины.
Общины Брахма Кумарис есть во многих странах мира, особенно их много в США, Канаде, странах Западной Европы, Индии и Пакистане. Общая численность последователей секты достигает 200 тыс. чел., из них в России насчитывается более 1 тыс. чел.
Р. А. Силантьев.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 694-695.