Англиканство (НиРМ, 2000)
АНГЛИКАНСТВО, одно из течений внутри христианства, которое иногда считают течением протестантизма, а порой рассматривают как самостоятельное направление христианской религии. Некоторые религиеведы определяют Англиканство как совокупность церквей, находящихся в евхаристическом общении с Кентерберийской архиепархией (т.е. фактически с Церковью Англии), что не совсем точно, поскольку с Церковью Англии в интеркоммунионе находятся и некоторые неангликанские церкви (старокатолики, Филиппинская независимая церковь, Сирийская малабарская церковь Map Тома, ряд объединённых протестантских церквей: Церковь Южной Индии, Церковь Северной Индии, Церковь Пакистана, Церковь Бангладеш).
Начало англиканизму, выразившемуся на первых порах в отделении Церкви Англии от Римско-католической церкви, было положено Актом о супрематии (1534), в котором английский король Генрих VIII (правил в 1509-1547) провозглашался в Англии главой церкви вместо римского папы (при этом сами англичане ведут историю своей церкви с 100). Однако организационное обособление от римского католицизма ещё не означало отказа от его вероучения и обрядности, этот отход проводился очень осторожно и постепенно. В принятых в 1536 «10 статьях» отвергались католические положения о верховенстве пап, чистилище, святых мощах, почитании икон. Затем последовали «Книга епископов» (1537), «6 статей» (1539), «Книга короля» (1543), где развивались положения англиканства. Эдуард VI (1547-1553) продолжал реформировать церковь в кальвинистском направлении. В 1549 была опубликована «Книга общественного богослужения», предписанная Законом о единообразии в качестве официального служебника. Эта книга, в которую были введены и элементы догматики, пересматривалась в 1552, 1559, 1662 и 1872 и до сих пор остаётся основным руководством по обрядности в англиканской церкви. В 1552 были опубликованы «42 статьи», в которых излагались основы англиканского вероучения. Однако они фактически не нашли применения, так как после воцарения Марии Тюдор (1553-58) в Англии произошла реставрация католицизма. Королева Елизавета I (1558-1603) вернулась к принципам Англиканства. В 1562 были приняты «39 статей» (слегка изменённые по сравнению с «42 статьями»), которые до сих пор остаются догматической основой англиканского вероучения. В них вносились небольшие изменения вплоть до 1571, когда статьи были утверждены конвокацией - собором англиканского духовенства.
В целом «39 статей» могут быть охарактеризованы как своего рода компромисс между прокальвинистскими и прокатолическими силами в Англии. Фактически в Англиканстве не делается каких-либо жёстких предписаний, определяются лишь гибкие рамки для религиозных представлений верующего. Имеются в них и элементы лютеранства. В статьях кратко изложены основные догматические положения Англиканства, причём краткость, а порой и неопределённость формулировок дают возможность их широкого толкования. В «39 статьях» многие положения даны в такой обтекаемой форме, что не могли вызвать каких-либо резких нападок со стороны противоборствующих партий. Некоторые религиеведы считают, что это было сделано умышленно, для того чтобы сделать англиканское вероучение приемлемым для английских религиозных деятелей, придерживавшихся весьма разных, порой противоречивых взглядов.
В статьях отражены и некоторые общехристианские доктринальные положения и прежде всего догмат о триединстве Бога.
Основным авторитетом для англикан служит Священное Писание. Считается, что Ветхий и Новый заветы содержат всё необходимое для спасения, являются правилом и окончательным стандартом веры. Три христианских символа веры (Апостольский, Никейский и Афанасьевский) признаются, поскольку всё их содержание может быть доказано из Священного Писания. Апостольский символ веры воспринимается как крещальный символ, Никейский символ - как прочное положение о христианской вере. Не отвергается полностью и такой элемент Священного Предания, как постановления соборов. Так, англикане признают доктринальные положения, принятые первыми четырьмя вселенскими соборами: Никейским (325), Константинопольским (381), Эфесским (431) и Халкидонским (451). Стремясь опираться только на догматы раннего периода христианской церкви, англикане всё же оставили в своём вероучении католическое филиокве: положение об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына - новацию западного христианства, появившуюся в 7 в.
Англиканская церковь, как и православная, отвергает католическое учение о сверхдолжных заслугах святых, считая его нечестивым. Категорически также отрицается какая-либо законность власти пап.
Не приняв католическую доктрину пресуществления, т.е. чудесного превращения во время причастия хлеба и вина в тело и кровь Христовы, англикане тем не менее отвергли цвинглианское и кальвинистское представления об элементах причастия как только о символах тела и крови Христа, примкнув к компромиссной доктрине о реальном присутствии в причастии тела и крови Христа. Считается, что хотя хлеб и вино остаются неизменными после освящения, причастники получают вместе с ними тело и кровь Христовы.
В «39 статьях» также отвергаются монашество, почитание святых мощей и икон.
Относительно принятых православием и католицизмом семи таинств «39 статей» высказываются не очень категорично, оставляя, однако, в числе главных, установленных самим Христом, только два таинства: крещение и Вечерю Господню (причащение).
В Англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане не отвергают полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. О предопределении в англиканском вероучении говорится довольно неопределённо.
Обрядность в англиканской церкви существенно упрощена по сравнению с католической, но всё же не в такой степени, как в других протестантских церквах. Богослужения, проводимые у англикан на национальном языке, кое в чём напоминают католическую мессу и отличаются торжественностью. Впрочем, гибкость формулировок, характерная для «Книги общественного богослужения», касается и обрядности, что позволяет различным течениям внутри англиканства совершать богослужения по-разному.
По организационной структуре Англиканство близко к католицизму. Англиканские церкви имеют епископальное устройство. Иерархия в них напоминает католическую. Есть три степени священства: диаконы, священники, епископы. В отличие от католической церкви, они не обязаны соблюдать безбрачие. Англиканское духовенство претендует на апостольскую преемственность своего священства (англиканские церкви придают этому вопросу очень большое значение).
Возникнув в Англии, Англиканство в результате миграций и миссионерской деятельности распространилось и в других странах и регионах мира. В ряде стран были созданы англиканские церкви, которые полностью самостоятельны, хотя и поддерживают между собой контакты; с 1867 в Лондоне проводятся т.н. Ламбетские конференции (проводятся в Ламбетском дворце - лондонской резиденции примаса Англии), в которых участвуют все англиканские церкви мира. Всего их насчитывается 32: Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальная церковь в Шотландии, Церковь Ирландии (действует как на территории Ирландской Республики, так и в Северной Ирландии), Англиканская церковь Канады, Протестантская епископальная церковь в США (распространила свою деятельность на территорию Пуэрто-Рико, других американских владений, Британских Виргинских островов, Кубы, всех стран Центральной Америки, кроме Белиза), Англиканская церковь в Австралии, Церковь провинции Новой Зеландии (ей, помимо англикан Новой Зеландии, подчинены также их единоверцы на Фиджи, Тонга, в Западном Самоа, на островах Кука), Церковь провинции Южной Африки (церковь окормляет, помимо англикан Южной Африки, также англикан Намибии, Лесото, Мозамбика, острова Святой Елены и при-соединённых административно к нему островов), Церковь провинции Танзании, Церковь провинции Кении, Церковь Уганды, Епископальная церковь Судана, Протестантская епископальная церковь Бурунди, Церковь провинции Руанды, Церковь провинции Демократической Республики Конго, Церковь провинции Центральной Африки (объединяет англикан Ботсваны, Замбии, Малави, Зимбабве), Церковь провинции Западной Африки (опекает англикан Гамбии, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Либерии, Ганы), Церковь провинции Нигерии, Церковь провинции Индийского океана (к ней относятся англикане Маврикия, Сейшельских Островов, Мадагаскара), Епископальная церковь Иерусалима и Среднего Востока (охватывает англикан Палестины, Израиля, Иордании, Ливана, Сирии, Ирака, Йемена, Омана, Объединённых Арабских Эмиратов, Ка-тара, Кувейта, Ирана, Афганистана, Кипра, Египта, Ливии, Туниса, Алжира, Эфиопии, Сомали), Церковь провинции Бирмы (Мьянмы), Филиппинская епископальная церковь, Епископальная церковь в Корее, Святая католическая церковь в Японии, Англиканский совет церквей Восточной Азии (является связующим звеном для англиканских церковных организаций Мьянмы, Кореи, Сингапура, Западной Малайзии, Саравака, Сабаха, Сянгана и Макао), Англиканская церковь Папуа - Новой Гвинеи, Церковь провинции Меланезия (в её ведении находятся англикане Соломоновых Островов, Вануату и Новой Каледонии), Епископальная церковь Мексики, Церковь в провинции Вест-Индии (к ней принадлежат англикане Белиза, Гайаны, Суринама, Французской Гвианы, Багамских Островов, Ямайки, Тринидада и Тобаго и других прежде принадлежавших Великобритании островов Вест-Индии, кроме Виргинских островов, а также Арубы и Нидерландских Аптил), Епископальная церковь Бразилии, Англиканская церковь южного конуса Америки (в неё входят англикане Аргентины, Уругвая, Парагвая, Чили, Перу, Боливии).
Всего в мире насчитывается свыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах.
По толкованию некоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, заметно различаются пять течений: англо-католики, высокая церковь, широкая (центральная) церковь, низкая церковь, евангелисты (течения перечислены по мере убывания в их доктринальных и богослужебных представлениях католических и нарастания протестантских черт).
Англо-католики мало отличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Они придают значительно большее, чем большинство англикан, значение Священному Преданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь в спасении. Существует и представление о каком-то подобии чистилища (промежуточного звена между адом и раем). Верующие должны каяться в своих грехах на исповеди священникам. От последних требуется соблюдение целибата (безбрачия). Большое значение придаётся ритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенство облачается в богатые священные одеяния.
Высокая церковь также во многом близка католицизму. Среди её сторонников существует представление, что англиканская церковь - одна из трёх ветвей католицизма (две другие - римский католицизм и православие). От англо-католиков, которые фактически являются от-ветвлением высокой церкви, последняя отличается некоторым упрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскую власть Божественной, то высокая церковь признаёт.
Низкая церковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовую практику к классическому протестантизму. Её последователи не придают сколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасения нужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощена ещё более, чем в высокой церкви.
Широкая церковь пыталась примирить крайние тенденции в Англиканстве. Существует в ней и стремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшем либерализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнению богодухновенность Священного Писания и предлагается его историческое истолкование.
Евангелистское течение (вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности. Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов и свечей, а также против коленопреклонений во время богослужения.
В разных англиканских церквах доля последователей этих пяти течений весьма различна.
Общая численность англикан во всём мире - 69 млн. чел. Свыше трети этого числа (25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения. Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн., или 24% всего населения), Нигерии (4,5 млн.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении (1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Руанде (600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), на Мадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне (25 тыс.), Либерии (20 тыс.), Свазиленде (12 тыс.), Австралии (3670 тыс., или 22% населения), Новой Зеландии (732 тыс., или 22% населения), Папуа - Новой Гвинее (200 тыс.), на Соломоновых Островах (112 тыс., или 34% населения), в Вануату (25 тыс., или 15% населения), США (2445 тыс.), Канаде (848 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс., или 12% населения), Ямайке (103 тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78 тыс., или 30% населения), Антигуа и Барбуде (36 тыс., или 42% населения), Багамских Островах (28 тыс., или 11% населения), Сент-Винсенте (20 тыс., или 17% населения), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), на Бермудских островах (18 тыс., или 30% населения), Гренаде (14 тыс., или 14% населения), принад-лежащих США Виргинских островах (14 тыс., или 12% населения), Сент-Китсе и Невисе (13 тыс., или 29% населения), в Парагвае (12 тыс.), Чили (12 тыс.), Белизе (11 тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.), Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Сингапуре (24 тыс.), Сянгане (23 тыс.), Бангладеш (13 тыс.), Ирландии (95 тыс.).
По этнической принадлежности значительная часть англикан либо англичане, либо лица британского происхождения (австралийцы, новозеландцы, американцы США, англо-канадцы, англо-южноафрикаицы), однако среди последователей Англиканства всё более увеличивается доля представителей различных африканских народов.
П.И. Пучков.
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 680-681.