Рабство в Древней Персии

В ахеменидскую эпоху любой подданный персидской империи был «слугой» (bandaka-, букв. «тот, кто связан», ср. англ. bondsman – раб) царя, каким бы ни был его общественный ранг. Этот термин использовался и в сасанидскую эпоху, будучи преобразован в понятие «шахиншах бандак» (букв. «раб царя царей») и означал «гражданин». В наши дни отношения между персидским царем и его подданными, начиная с парфянской эпохи, часто расценивались как «феодальные», но сравнение это не совсем верно, поскольку оно слишком сильно фиксирует внимание на отношениях между «сеньором» и его «вассалами», но не принимает в расчет других очень важных обстоятельств.

Вместо него существовал институт рабства, хотя и мало развитый в ахеменидсую эпоху, но получивший существенное развитие в сасанидский период. Юридические тексты среднеперсидского периода различают четыре категории рабов: bandag (букв. «связанный»), anpahrog (букв. «иностранец») и vardag (букв. «военнопленный»), первые использовались в хозяйственной деятельности или для службы в храме, вторые и третьи обрабатывали поля, исполняли строительные общественные работы или занимались другими задачами, требующих серьезных физических усилий; и, наконец, tan (букв. «тело»), технический термин, обозначающий раба, предоставленного на некоторое время своим хозяином в качестве залога кредитору.

Статус раба был, в принципе, наследственным, но он мог быть освобожден, стать свободным (azadhipt) частично или полностью, и получать жалование. В сасанидском праве раб появляется главным образом как «вещь» (xwastag), но не лишенная некоторых прав: было запрещено не только любое жестокое обращение, но раб имел право также защищаться и даже подавать жалобу на своего хозяина. Кроме того, продажа раба не маздейцу была строго запрещена, под страхом клеймения железом как продавца, так и покупателя.

Гюиз Ф. Древняя Персия / Ф. Гюиз. – М., Вече, 2007, с. 76-77.

Понятие: