Государство (Тавадов, 2011)

ГОСУДАРСТВО — исторически сложившаяся организация политической власти и управления, основной институт политической системы. Он отличается от других политических институтов наибольшей концентрацией власти, обладает относительной самостоятельностью в обществе.

Государство возникло в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и образования классов. Факторы, которые непосредственно обусловили процесс складывания государства: постепенное обособление деятельности по управлению делами общества в относительно самостоятельную социальную функцию, формирование слоя лиц, принимающего на себя отправление данной функции.

Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия принципиально отличают его от других политических институтов. Только государству принадлежит право официально представлять все общество в целом внутри страны и вовне, издавать законы, осуществлять правосудие, взимать налоги.

Характерные признаки государства: наличие системы органов и учреждений, реализующих функции государственной власти, права, закрепляющие определенную государством систему норм и отношений; территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства; народ, населяющий эту территорию; суверенитет; государство имеет собственный герб, флаг, гимн.

Структурно государство представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность, в которой традиционно выделяются три ветви государственной власти — исполнительная (правительство); законодательная (парламент) и судебная. В зависимости от политической роли в структуре государства выделяют политиков, принимающих решения, и бюрократию, выполняющую служебные функции. Особое место занимает местная или муниципальная власть, организующая жизнь на определенной территории.

Типология государства имеет многомерный характер и базируется на различных критериях. По типу правящих классов различают государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое; по форме правления существуют государства монархические и республиканские; по форме государственного устройства — унитарные, федеративные, конфедерации; по виду режима государства разделяют на демократические, авторитарные, тоталитарные, военно-диктаторские, фашистские; по приоритетным функциям государства делят на военно-полицейское, правовое, социальное и т. п.

Сущность государство проявляется в его функциях, т. е. основных направлениях политики, характеризующих его роль в общественном развитии. Современному демократическому государству присущи следующие основные функции: политическая, экономическая, социальная, идеологическая, внешнеполитическая, оборонная. Указанные функции все более усложняются, формы их осуществления становятся все более многообразными. При этом особенно усиливается значение экономической и социальной функций.

Государство и гражданское общество — явления взаимосвязанные, взаимопереходящие. Эффективность власти в демократическом государстве не в последнюю очередь зависит от качества ее взаимодействия с гражданским обществом. Обязанность государства по отношению к гражданскому обществу состоит в том, чтобы содействовать его становлению и полноценному функционированию.

Государство создавалось как на базе одного союза племен, так и на основе нескольких племенных объединений. Однако в последнем случае областные общности, в которые трансформировались отдельные племенные объединения, обычно в течение длительного времени сохраняли местные языково-культурные особенности и остатки особого самосознания, а созданные государственные образования нередко были недостаточно устойчивыми. Между государством и этносами существуют органические связи, обусловленные тем, что сам этнос может оформиться и укрепиться в качестве субъекта исторического процесса только через государственную организацию. Почти все крупные средневековые европейские этносы (народности) — англичане и шотландцы, поляки и чехи, сербы и хорваты и т. д. оформились в соответствующих королевствах. Позднее, с возникновением капитализма, то же самое наблюдалось и в отношении наций, так как по существу все т. н. национальные движения были направлены на создание государств или форм национально-территориальной автономии в пределах многонациональных государств.

Государство определяет национальную политику внутри и вне страны и проводит ее в жизнь. Она может основываться на принципе «разделяй и властвуй» или на противоположном — внутринационального и межнационального согласия. Государство укрепляет национальное единство народа или же, если в стране один народ является господствующим, а другие зависимыми, политически бесправными, закрепляет неравноправие.

Государство дополняет экономические связи политическими связями, в результате чего национальные связи обретают всесторонность и целостность. Оно юридически закрепляет стихийно сложившиеся этнические территории, придает ее границам политический характер. В России процесс формирования государства и наций отчетливо выступил в развитии крупнейшего этноса — русских, составляющих ядро этого государства, и проявился в политическом объединении прежде независимых русских княжеств и земель, сопровождающемся установлением между ними более тесных экономических и культурных связей. Государство было важнейшим фактором формирования наций из разнородных в этническом и расовом отношении групп населения в процессе образования американских наций, границы которых в большинстве случаев совпадают с границами соответствующих государств. Весьма существенна его роль и в формировании новых африканских наций.

См.: Государство многонациональное, Государство национальное, Государство унитарное, Государство федеративное.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 71-73.

Понятие: