Ереси (Новиков, 1987)

ЕРЕСИ (от древнегреч. aireo - избираю, убеждаю, постигаю) - учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением, не выходя при этом за рамки религиозного мировоззрения. Как правило, ереси отражали интересы эксплуатируемых масс. Они являлись оппозицией феодализму и объективно расшатывали религиозную идеологию. Ереси выступали против основных пунктов христианской догматики: учения о троице, предопределении, христологии. Идейной основой ересей мог быть дуализм, согласно которому земной мир как творение дьявола находится «во зле», в т. ч. феодальное общество с его государством и церковью. Отсюда следовало отрицание церковного культа, таинств и догматики, например, манихеями, катарами, альбигойцами 4-13 века. Ереси опирались также на мистический пантеизм, выводом из которого была идея равенства сословий, ненужности церкви в деле спасения. Мистический пантеизм приводил также к идее вечности и несотворенности мира, что содействовало развитию свободомыслия. Ф. Энгельс писал, что мистический пантеизм Томаса Мюнцера, вождя крестьянского восстания 1525 года, местами соприкасается даже с атеизмом (см. т. 7, с. 370). Классовым содержанием ересей было требование социального равенства. Крестьянско-плебейские ереси нередко сочетались с открытыми революционными выступлениями (например, движения апостольских братьев, таборитов и других, выдвинувшие вместе с тем наиболее радикальные требования, вплоть до отмены частной собственности). Христианская церковь осуждала и преследовала еретиков. Ереси рассматривались как тяжкое преступление и часто карались смертью. В целях борьбы с ними были учреждены ордена и суды инквизиции. В России ереси возникают в конце 13 - начале 14 веков. Выступление стригольников в Новгороде и Пскове (середина 14 века) отражало интересы демократических слоев посада. Стригольники боролись против паразитизма духовенства, отрицали таинства, церковную иерархию. В 14- 15 века на Руси распространились ереси антитринитариев и иконоборцев («жидовствующих»). Они не только отвергали догмат триединства бога и священность икон, но требовали нравственной свободы человека («самовластия души»), равенства народов и вер, отвергали аскетизм, монашество и т. д., т. е. выступили с позиций разума и гуманизма. В середине 16 веке эти положения были развиты идеологом социальных низов Феодосием Косым, который учил, что человек сам может стать своим собственным спасителем и искупителем. Ереси в России, как и в других странах, являлись одной из форм борьбы угнетенных масс с феодализмом.

Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 88-89.

Понятие: