История ментальностей

ИСТОРИЯ МЕНТАЛЬНОСТЕЙ - предметное поле исторической науки, одна из областей изучения прошлого, которую называют составной частью новой социальной истории, утвердившейся во второй половине XX века, и одновременно - одним из новых методов научного поиска. К проблеме изучения менталитета обращается также социология, философия, антропология, культурология, социальная, культурная, этническая, историческая психология и пр., что придает истории ментальностей междисциплинарный характер. В литературе существует несколько десятков прямых и описательных определений базового понятия истории ментальностей - менталитет. В их основе у историков: менталитет - это исторически сложившее долговременное умонастроение, единство отрефлектированных и неосознанных ценностей, норм, установок в разных воплощениях - когнитивном, эмоциональном, поведенческом, творческом. В центре внимания специалистов по истории ментальностей находится изучение постоянных социально-психологических черт, типичного в поведении, того, что заложено в сознание как всего общества, так и его отдельных групп культурой, языком, религией, образованием, воспитанием, традициями; их интересуют подспудные изменения, растянутые во времени большой протяженности (Ф. Бродель). Ученые отмечают постоянное расширение поля истории ментальностей и «территории историка». Ныне в него входят способы поведения, выражения и умолчания (Р. Мандру), которые передают общественное миропонимание; представления и образы, мифы и ценности, признаваемые отдельными группами или обществом; восприятие географической среды, природы, пространства и времени; система верований, отношения мира земного и мира потустороннего, восприятие и переживание смерти, разграничение естественного и сверхъестественного, духовного и материального; восприятие и оценка общества и его социально-сословных и иных составляющих, понимание соотношения целого и отдельного, индивидуального и общественного, степени самостоятельности личности в социуме или включенности, зависимости от него, отношение к труду, собственности, бедности и богатству, власти, господству и подчинению, понимание свободы и несвободы.

Истоки направления обнаруживаются в трудах Я. Буркхардга, К. Лампрехта, В. Дильтея, А. Б. Варбурга, А. Берра, Э. Дюркгейма, Ф. Симиана, где начинает складываться особый тип постановки проблем и предлагаться новый набор методов их разрешения. Самостоятельной дисциплиной И. м. становится в связи с антропологическим поворотом в истории. Понятие было введено основателями школы «Анналов» М. Блоком и Л. Февром, которые заимствовали его у этнолога Л. Леви-Брюля (1910, 1922). Расцвет истории ментальностей приходится на 1960-1970-е гг., когда второе и третье поколения «анналистов» (Ф. Арьес, М. Вовель, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, Э. Ле Руа Ла- дюри, Р. Мандру, Ж.-К. Шмитт) сделали ее одним из ведущих на-правлений во французской исторической науке. Затем И. м. получила развитие и в других странах: П. Берк и др. (Англия), П. Хаттон и др. (США), Р. Шпрандель, X. Мейер, У. Раульф, П. Динцельбахер и др. (Германия).

Ныне имеет место установление определенной дистанции по отношению к «классической» истории ментальностей за счет включения методов качественного анализа, междисциплинарных подходов, расширения круга источников, что позволяет развернуть внимание к особенностям, пространственным и временным вариациям (Р. Шартье, Д. Калифа, А. Корбен, П. Лабори, А. Буро и др.). Цельной теории истории ментальностей пока не создано, в том числе - относительно способов функционирования и смены разных типов ментальностей.

В России главным центром по изучению истории ментальностей стал Институт всеобщей истории РАН в лице А. Я. Гуревича и его последователей (С.И. Лучицкая и др.), нашедших постоянные формы взаимодействия с европейскими учеными. Направление истории ментальностей притягивает интенсивное внимание исследователей в нестоличных научных центрах, в том числе - специалистов по разным периодам русской истории.

Н. И. Девятайкина

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 196-197.

Литература:

Гуревич А. Я Индивид и социум на средневековом Западе. М., 2005; Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии / Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. ML, 1989; История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996; Марков Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993; Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999; Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. М., 2003;. Histoire et ses methods / Sous la dir. de Ch. Samaran. Paris, 1961; Одиссей. Человек в истории: исследования по социальной истории и истории культуры: [альманах]. М., 1989-2013.