Логический позитивизм

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (логический эмпиризм, неопозитивизм) - одно из основных направлений философии 20 века. Сформировался в Австрии и Германии в 1920-е гг. в дискуссиях и работах членов Венского кружка (М. Шлик, ТР. Карнап, О. Нейрат, Ф. Вайсман, К. Гедель, Г. Ган и др.) и берлинского Общества эмпирической философии (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Влияние л.п. быстро росло, к началу 1930-х годы установились тесные идейные и научно-организационные связи неопозитивистов с представителями Львовско-Варшавской школы, целым рядом британских, скандинавских и американских философов (А. Айер, П.У. Бриджмен, Ч.У. Моррис, Э. Нагель, У.В.О. Куайн и др.) С приходом к власти национал-социализма большинство видных представителей л.п. эмигрировало в США. Здесь их идеи нашли восприимчивую аудиторию, что способствовало росту в этой стране логико-методологических исследований и формированию философии науки как академической дисциплины.

Логический позитивизм продолжал в новых формах традиции эмпиризма и критики метафизики, характерные для классического позитивизма. Но в отличие от последнего неопозитивисты видели задачу философии не в описании методов науки и обобщении специально-научного знания в единую научную картину мира, а в деятельности по анализу языковых форм знания. От психологической формы позитивизма Э. Маха логический позитивизм отличает широкое использование новых логических средств анализа, которые появились в результате революции в логике и математике на рубеже 19-20 веков. На этой основе неопозитивисты претендовали на революционный поворот в философии, призванный очистить ее от бесконечных дискуссий традиционной метафизики, и на решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки. Это вопросы о роли знаково-символических средств научного мышления, о границе между научным и псевдонаучным знанием, об отношении теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, о структуре теории, о природе и функциях математизации и формализации знания и др. Противопоставляя науку метафизике, представители логического позитивизма считали, что единственно обоснованным и достоверным знанием является специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись логическим позитивизмом бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов (например, «абсолют», «субстанция», «ничто», «дух народа» и т.п.), которые являются псевдопонятиями, поскольку не поддаются верификации. Метафизика в этом плане предстает не просто как ложное учение, а как нечто лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Подлинно научная философия в своей критической функции должна быть направлена на устранение метафизики и псевдонауки, а в позитивной функции на анализ и экспликацию концептуальных средств науки. Эмпиризм в логическом позитивизме представал как четкое разграничение аналитических и синтетических высказываний, как отстаивание принципа верифицируемости и сводимости всякого действительного осмысленного знания к «непосредственно данному». Конечной целью этой программы выступала реорганизация научного знания в систему «унифицированной науки», в которой стирались бы различия в концептуальных и методологических средствах между отдельными науками о мире - физикой, биологией, психологией, социологией.

Исходная концепция логического позитивизма была слишком жесткой и радикальной и вступала в противоречия с реальной природой научного знания. Со второй половины 1930-х годов, после распада Венского кружка и эмиграции его основных фигур, эволюция логического позитивизма представляет собой последовательность отступлений от исходных позиций, компромиссов и модификаций. В результате внутренних дискуссий и критики извне неопозитивисты ослабили и модифицировали принцип верификации, тезисы о без условной достоверности базисных предложений наблюдения и сводимости теоретического языка науки к языку наблюдения. Основополагающая установка неопозитивистов о том, что предложения логики и математики суть аналитические истины, была подвергнута обоснованной критике У.В.О. Куайном. Наряду с этим такие историки науки, как А. Койре, Л. Флек и др., показали неадекватность неопозитивистской модели знания, анализируя оригинальные работы выдающихся ученых, из которых следовало, что роль метафизических идей в создании научных теорий была весьма велика. Неспособность л. п. реализовать исходную программу привела к тому, что в 1950-е годы он теряет статус ведущего направления логики и философии науки, а затем и перестает существовать как самостоятельное течение философии. Его поздние представители отошли от первоначальных принципов и стали отождествлять себя с общим движением  аналитической философии. В 1960- 1970-е годы под влиянием идей К. Поппера и Т. Куна сложился постпозитивизм, резко критиковавший неопозитивистскую теорию науки и реабилитировавший «метафизику».

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 24-25.

Литература:

Карнап Р. Значение и необходимость. М., 1959; Франк Ф. Философия науки. М., 1960; Гемпелъ К. Логика объяснения. М., 1998; Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; Крафт В. Венский кружок. М., 2003; Журнал «Erkenntnis» («Познание»). Избранное. М., 2006; Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966; Никифоров А. Л. От формальной логики к истории науки. М., 1983; Ayer A. (Ed.) Logical Positivism. L., 1959; Haller R. Neopositivism. Darmstadt, 1993.