Диалог (Кузнецов, 2007)

ДИАЛОГ - беседа, разговор. В античной философии Д. является особой литературной формой, в которую облекался диалектический процесс поиска (рождения) истины. Теоретическое значение это понятие получает в XX в. как одно из оснований осмысления европейской культуры. В философии Д. является средством теоретического доказательства. Параллельно с развитием авторского сознания идет становление «художественности» слова, т.е. изъятие его из житейского и сакрального обихода и использование его как инструмента видения, представления мира. Поэтому становится возможной речевая характеристика персонажей и становление Д. как жанра. Однако это уже не собственно разговор, открытый для становления истины - в рамках данной теоретической конструкции истина предшествует беседе, и она не рождается, а лишь открывается в ней. Не случайно в последующей литературной традиции приживаются именно стилизованные описания и стилизованные Д. Второе рождение Д. переживает в эпоху Просвещения, когда философски оправдывается идея различных видений мира. Если и не отрицается предзаданность истины, то «правильное» видение становится не столь само собой разумеющимся. При этом встреча двух точек зрения становится одной из центральных методологических проблем. Одну из стратегий ее обсуждения предлагает немецкий романтизм, считающий необходимостью полное растворение в другом Я для понимания его. Однако при этом любой текст лишается претензии на истину, а пытающийся понять другого по сути выводится из ситуации понимания. Вторая стратегия — стратегия «исторического объективизма», когда считается, что больший исторический опыт может помочь реконструировать самое важное в чуждом мировоззрении. Его методы «лишают почвы произвол и случайность актуализирующего панибратства с прошлым, однако при этом он создает себе возможность со спокойной совестью отрицать не произвольные и случайные, но основополагающие для целого предпосылки, направляющие его собственное понимание» (Х.Г. Гадамер). Возникает новый методологический вопрос — каково же подлинное значение высказывания другого. В зависимости от отношения к возможности онтологического единого для всех и лишь по-разному варьирующегося смысла и формируются стратегии ответа на него. Предшествование нам смыслов, которые мы открываем в своем опыте, позволяет говорить о неизбежном достижении понимания, созвучия смыслов в Д. и тем самым — введении разговаривающего в единый контекст культуры (М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Г. Шпет, П. Рикер и др.). Достигаемые смыслы являются плодом общественного опыта, достижимы путем общественного консенсуса, и поэтому при претензии на общезначимость необходима рациональная аргументация — такова точка зрения К.О. Апеля, Ю. Хабермаса и др. Наконец, тезис о том, что созвучие двух разных Я является случайным резонансом, хотя сам Д. обязательно имеет место и может быть методологически описан — третье, в последние годы наиболее распространенное толкование Д. (Х.Р. Яусс, В. Изер, Э. Бетти, У. Эко, Ж. Деррида, Р. Барт и др.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 139-140.

Понятие: