Аксиоматический метод (БСЭ, 1969)

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (суждения) - аксиомы, или постулаты, из которых все остальные утверждения этой науки (теоремы) должны выводиться чисто логическим путём, посредством доказательств. Назначение аксиоматического метода состоит в ограничении произвола при принятии научных суждений в качестве истин данной теории. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно наз. дедуктивным. Все понятия дедуктивной теории (кроме фиксированного числа первоначальных) вводятся посредством определений, выражающих (или разъясняющих) их через ранее введённые понятия. В той или иной мере дедуктивные доказательства, характерные для аксиоматического метода, применяются во многих науках. Но, несмотря на попытки систематического применения аксиоматического метода к изложению философии (Б. Спиноза), социологии (Дж. Вико), политической экономии (К. Родбертус-Ягецов), биологии (Дж. Вуджер) и других наук, главной областью его приложения до сих пор остаются математика и символическая логика, а также некоторые разделы физики (механика, термодинамика, электродинамика и др.).

Аксиоматический метод прошёл в своём историческом развитии 3 стадии. Первая связана с построением геометрии в Древней Греции. Основные сочинение этого периода - "Начала" Евклида (хотя, по-видимому, и до него Пифагор, которому приписывается открытие аксиоматического метода, а затем Платон и его ученики немало сделали для развития геометрии на основе аксиоматического метода). В то время считалось, что в качестве аксиом должны выбираться суждения, истинность которых "самоочевидна", так что истинность теорем считалась гарантированной безупречностью самой логики. Но Евклиду не удалось ограничиться чисто логическими средствами при построении геометрии на основе аксиом. Он охотно прибегал к интуиции в вопросах, касающихся непрерывности, взаимного расположения и равенства геометрических объектов. Впрочем, во времена Евклида такие обращения к интуиции могли и не восприниматься как выход за пределы логики - прежде всего потому, что сама логика не была ещё аксиоматизирована (хотя частична формализация логики, осуществлённая Аристотелем и его последователями, и была некоторым приближением к аксиоматизации). Не было и достаточной отчётливости во введении первоначальных понятий и при определении новых понятий.

Начало второй стадии в истории аксиоматического метода связывают обычно с открытием Н. И. Лобачевским, Я. Болъяй и К. Ф. Гауссом возможности построить непротиворечивым образом геометрию, исходя из систем аксиом, отличной от евклидовой. Это открытие разрушило убеждение в абсолютной ("очевидной" или "априорной") истинности аксиом и основанных на них научной теорий. Теперь аксиомы стали пониматься просто как исходные положения данной теории, вопрос же об их истинности в том или ином смысле (и выбор в качестве аксиом) выходит за рамки аксиоматической теории как таковой и относится к её взаимоотношению с фактами, лежащими вне её. Появилось много (и притом различных) геометрических, арифметических и алгебраических теорий, которые строились средствами аксиоматического метода (работы Р. Дедекинда, Г. Грасмана и др.). Эта стадия развития аксиоматического метода завершилась созданием аксиоматических систем арифметики (Дж. Пеано, 1891), геометрии (Д. Гильберт, 1899), исчисления высказываний и предикатов (А. Н. Уайтхед и Б. Рассел, Англия, 1910) и аксиоматической теории множеств (Э. Цермело, 1908).

Гильбертовская аксиоматизация геометрии позволила Ф. Клейну и А. Пуанкаре доказать непротиворечивость геометрии Лобачевского относительно евклидовой геометрии посредством указания интерпретации понятий и предложений неевклидовой геометрии в терминах геометрии Евклида, или, как говорят, построения модели первой средствами второй. Метод моделей (интерпретаций) стал с тех пор важнейшим методом установления относительной непротиворечивости аксиоматической теорий. В то же время со всей отчётливостью выявилось, что, кроме "естественной" интерпретации (т. е. той, ради уточнения и развития которой данная теория строилась), у аксиоматической теории могут быть и другие интерпретации, причём её можно с равным основанием считать "говорящей" о каждой из них.

Последовательное развитие этой идеи и стремление точно описать логические средства вывода теорем языковых аксиом привели Гильберта к концепция формального аксиоматического метода, характерной для третьей, современной его стадии. Основная идея Гильберта - полная формализация языка науки, при которой её суждения рассматриваются просто как последовательности знаков (формулы), не имеющие как таковые никакого смысла (который они приобретают лишь при некоторой конкретной интерпретации). Это относится и к аксиомам - как общелогическим, так и специфическим для данной теории. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода (например, т. н. правило modus ponens - "правило зачёркивания", позволяющее получить В из А и "А влечёт В")-Доказательство в такой теории (исчислении, или формальной системе) - это просто последовательность формул, каждая из которых либо есть аксиома, либо получается из предыдущих формул последовательности по какому-либо правилу вывода. В отличие от таких формальных доказательств, свойства самой формальной системы в целом обсуждаются - а иногда их удаётся и доказать - содержательными средствами т. н. метатеории, т. е. теории, рассматривающей данную ("предметную") теорию как предмет изучения. На языке метатеории (метаязыка) формулируются и правила вывода предметной теории. По замыслу Гильберта, в рамках созданной им теории доказательств, т. е. допуская в метатеории только т. н. финитные способы рассуждения (не использующие ссылки ни на какие объекты, не имеющие конечного построения), можно было бы доказать непротиворечивость и полноту всей классической математики (т. е. доказуемость каждой формулы, истинной при некоторой определённой интерпретации). Несмотря на ряд значительных результатов в этом направлении, гильбертовская программа в целом (её обычно называется формализмом) невыполнима, т. к., согласно важнейшему результату К. Гёделя (1931), всякая достаточно богатая непротиворечива формальная система непременно неполна (т. н. теорема о неполноте). Теорема Гёделя свидетельствует об ограниченности аксиоматического метода (хотя определённые расширения допускаемых метатеоретических средств и позволили нем. математику Г. Генцену, П. С. Новикову и др. математикам получить доказательство непротиворечивости формализованной арифметики).

Аксиоматический метод подвержен также критике, исходящей из различных семантических (см. Логическая семантика) критериев. Так, интуиционисты (Л. Э. Я. Брауэр, Г.Вейлъ и др.) не признают обоснованности в применении к бесконечным множествам принципа исключённого третьего (см. Исключённого третьего принцип), между тем этот принцип не только берётся в качестве логической аксиомы в большинстве формальных теорий, но и используется по существу (хотя я неявно) в основных предпосылках гильбертовской программы, согласно которой непротиворечивость теории - достаточное условие её "истинности". Как и интуиционизм, конструктивное направление в математике (в СССР - А. А. Марков и Н. А. Шанин) считает назначением математики изучение не произвольных моделей непротиворечивых формальных систем, а лишь совокупностей объектов, допускающих в определённом смысле эффективное построение.

Ещё более существенные возражения против аксиоматического метода выдвигает ультраинтуиционистская критика, ставящая под сомнение единственность натурального ряда чисел и, тем самым, однозначную определённость понятия теоремы формальной системы. Согласно этой критике, аксиоматический метод основан на "принципе локальности для доказательств", предполагающем, что если аксиомы истинны и правила вывода сохраняют истинность, то истинными непременно должны быть и теоремы, Таким образом, интуитивное обоснование общеупотребительного принципа математической индукции, согласно ультраинтуиционистской критике, содержит неустранимый порочный круг. Ультраинтуиционизм, не ограничиваясь критикой, предлагает и положительную программу преодоления указанных трудностей.

Ю. А. Гастев, Л. С. Есенин-Вольпин.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии в 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 1. А – Ангоб. – М., Советская энциклопедия. – 1969. – 608 с.

Литература:

Начала Евклида, пер. с греч., [т. 1 - 3], М.- Л., 1948-50; Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ.,М., 1957 (библ.); Новиков П. С.. Элементы математической логики, M.f 1959; Есенин-Вольпин А. С., Об аксиоматическом методе, "Вопросы философии", 1959, № 7; Садовский В. Н., Аксиоматич. метод построения науч. знания, в кн.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Нilbert D., Bernays P., Grundlagen der Mathematik, Bd 1 - 2, В., 1934 - 39.