Кальвинизм (Митрохин, 1990)
КАЛЬВИНИЗМ — одно из основных течений Реформации, разработанное, систематически изложенное французским теологом и проповедником Кальвином, и нашедшее практическое воплощение в городе-государстве Женеве в 16 веке. Кальвинизм радикально реформировал западное христианство: отрицались иерархическое строение церкви и верховная власть римского папы, единственным источником и авторитетом новой церкви признавалось священное писание, значительно упрощались и удешевлялись церковь, церковная иерархия и культ, вводилось богослужение на родном языке, из христианских таинств были оставлены лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды, демократизировалась организация церкви, качественно повышалась роль мирян. Кальвинизм вводил демократическое управление церковью: независимые друг от друга общины (конгрегации) верующих управлялись консисториями, в которые входили пастор, диакон и избираемые верующими старейшины (пресвитеры) из числа мирян. Вышестоящим органом был провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий, на национальном уровне действовал национальный синод. Эта выстраиваемая снизу вверх церковная структура в общих чертах сохраняется в современных реформатских (конгрегационалистских и пресвитерианских) церквах, стоящих на позициях кальвинизма. У кальвинизма, первоначально сложившегося как локальная протестантская организация Женевы, были сложные отношения со светской властью. Церковь выступала высшим авторитетом в области религиозного и морально-политического воспитания граждан, светская власть — как защитник, покровитель и исполнитель предписаний церкви. Решения кальвинистской церкви принимали форму государственных законов, поэтому в кальвинистский тезис о необходимости полного и абсолютного повиновения «истинной власти» занимает одно из центральных мест. Кальвинизм нуждается в сильной светской власти. Однако если государь перестает быть защитником церкви и не выполняет ее предписаний, он перестает быть законным, божьей властью установленным правителем, а становится тираном со всеми вытекающими из этого для него последствиями. Предписываемые кальвинизмом нравственно-религиозные принципы характеризовались суровостью, простотой и аскетизмом. Все регламентировалось до мелочей, за выполнением предписаний тщательно следили старейшины, ибо нарушители обязательно должны были наказываться. Согласно учению кальвинизма об абсолютном предопределении, ни вера, ни дела человека не могут повлиять на его судьбу после смерти, т. к. она уже безусловно определена божественной волей и является высшей тайной. Косвенным свидетельством избранности могут служить профессиональные успехи человека. Этот тезис стимулировал развитие капиталистических отношений периода первоначального накопления, отвечавших интересам бюргерской Реформации, санкционировал новые общественные отношения и принципы социального и нравственного поведения людей. Поощрение накопительства сочеталось с проповедью мирского аскетизма в личной жизни (обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, экономить средства, но не тратить их на себя, а пускать в оборот и т. д.), что активизировало развитие раннебуржуазных отношений. Кальвинизм противостоял как римско-католической церкви, так и массовым народным реформационным движениям. Он был движением религиозно-политическим. В 16—17 веках кальвинизм стал идеологической формой первых буржуазной революций в Европе. Кальвинистская церковь выступала в роли внешней опоры верующих, объединенных в систему установленных богом учреждений, внушала им, что поскольку вне церкви спасения нет, то любое отклонение, инакомыслие и ересь подлежат искоренению. После смерти Кальвина кальвинизм утрачивает свой крайний радикализм, приобретает более умеренный характер, во многом сближается с лютеранскими и евангелическими учениями. В 18 веке влияние кальвинизма заметно падает, однако кальвинистские церкви сохраняют свои позиции в протестантизме. В середине 19 века в Нидерландах, Швейцарии, Франции и Шотландии образовался ряд т. н. свободных церквей, более строго придерживавшихся первоначального учения кальвинизма. В политическом плане протестантские церкви кальвинистского направления (преимущественно реформатские) традиционно занимают консервативные позиции. Сейчас [т. е. в 1990 году] наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии и ЮАР.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 121-123.