Автономия национально-территориальная
АВТОНОМИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ - самостоятельное осуществление государственной власти или широкое внутреннее самоуправление, предоставляемое территориальным единицам, отличающимся особенностями национального состава и быта. Автономия национально-территориальная как одна из форм самоопределения народов предоставляется территориям со значительной долей инонационального населения, отличающегося своеобразием хозяйства, культуры, быта, традиций и т. п. Она обеспечивает благоприятные возможности для хозяйственного, политического и культурного развития народов.
Поскольку моноэтнических территорий практически не существует, принцип чисто национальной автономии в реальной политической практике трудно осуществим. Поэтому автономия национально-территориальная не исключает включения в нее районов с преимущественно инонациональным или многонациональным населением, если речь идет о территориально-хозяйственной общности. Как правило, при создании автономий национально-территориальных за основу берутся исторически сложившиеся границы проживания одного или двух этносов. Исходя из этого национально-государственные и национально-территориальные образования называются именем самоопределившихся этноса или этносов, приобретающих статус титульных.
Идея автономии национально-территориальной была положена в основу национальной политики в России после Октябрьской революции 1917 года. В целях обеспечения благоприятных условий для социально-экономического и культурного развития национальностей были созданы автономии национально-территориальные различных уровней — автономные республики, автономные области и национальные (автономные) округа. Многообразие форм автономии национально-территориальной и связанный с ним неодинаковый уровень автономности (самостоятельности) определялся прежде всего большими различиями в численности народов, уровнем социально-экономического развития, характером расселения и другими объективными факторами.
По характеру и объему прав, полномочий автономия национально-территориальная осуществлялась в двух формах: политической и административной. Политическая автономия была реализована при образовании автономных республик как особых форм национальной государственности. Автономные республики обладали ограниченным суверенитетом в виде таких политических атрибутов, как собственная конституция, законодательство, правительство, высшие судебные органы, гражданство республики и др.
По Конституции 1977 года в составе СССР находилось 20 автономных республик. До 1990 года в состав РСФСР входило 16 автономных республик: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская, Чувашская, Якутская.
Автономные области и автономные округа являлись административными автономиями. Они обладали особыми правами по устройству своей территории, осуществляли свою административную и культурную жизнь на родном языке. Правовой статус автономной области определялся «Положением об автономной области», разрабатывавшимся ею и утверждавшимся Верховным Советом РСФСР. До 1990 г. в состав РСФСР входило 5 автономных областей — Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская. Статус автономных округов определялся «Положением о национальных округах», принимавшимся Верховным Советом РСФСР. Автономные округа входили в состав краев и областей. До 1990 года в составе РСФСР было 10 автономных округов — Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
После провозглашения суверенитета России произошли изменения в ее внутреннем устройстве. Все автономные республики, автономные области и автономные округа приобрели статус равноправных субъектов Российской Федерации. Автономные области (кроме Еврейской) преобразовались в республики, выйдя из состава краев. Автономные республики также стали полноправными членами Российской Федерации (кроме Чечни), провозгласили себя суверенными государствами. Теперь автономиями национально-территориальными являются: Еврейская автономная область и 10 автономных округов.
Автономии национально-территориальные существуют и в других странах мира. В странах, где среди населения имеются инонациональные (инорелигиозные ит. п.) вкрапления на соответствующих территориях, создаются государственные единицы с дополнительными автономными правами, призванными удовлетворить специфические интересы их населения. При этом не имеет значения, составляет ли на соответствующей территории инонациональная группа большинство населения. Так, в ст. 143 Конституции Испании говорится о праве на автономию, которое имеют провинции, обладающие общими чертами исторического, культурного и экономического развития. В этом случае они получают дополнительные права, которые фиксируются в специальном статусе об автономии. В перечень полномочий автономного объединения включается право на развитие культуры, научных исследований, образования на своем языке.
Всего в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалузии, Галисии, Каталонии, Стране Басков.
Автономия национально-территориальная существует в Китае, где образовано пять автономных национальных районов. В Финляндии широкой автономией обладают Аландские острова, населенные шведами. Формально Ольстер является автономной территорией в составе Великобритании.
См.: Автономия, Автономия национально-культурная, Автономия территориальная.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 12-15.