Буддизм (Новиков, 1987)
БУДДИЗМ - одна из трех мировых религий, возникшая в Индии в середине 1 тысячелетия до н. э. Позже буддизм распространился в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни. В действительности же появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета. Старые племенные религии уже не отвечали новым общественным условиям. Из множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного „спасения", при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика. Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий - привязанность человека к чувственному миру перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их, поняв суетность и зло мира, можно прекратить „круговорот бытия", создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване. Это „спасение" достигается вступлением на „восьмеричный путь" праведной жизни, под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному пути самососредоточения. Практически такая жизнь возможна только в монашеской общине. Мирянин мог рассчитывать на „лучшее перерождение", лишь щедро жертвуя монахам и соблюдая 5 моральных требований: воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя. Учение буддизма было выгодно господ, классам, т. к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу, и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия. В описанной форме «хинаяна» («узкий путь спасения», или «тхеравада») — одна из ветвей буддизма - распространилась в конце 1 тысячелетия до н. э. - начале 1 тысячелетия н. э. в Индии и за ее пределами — на Цейлоне и среди народов Индокитая. В первые века н. э. возникает второе направление буддизма – «махаяна» («широкий путь спасения»), в котором возможности „спасения" для мирян значительно расширяются и облегчаются. В «махаяне» создается учение о верховном абсолютном божестве. Третьим направлением индийского буддизма была «ваджраяна», или «тантризм», — «тайное» учение о путях достижения нирваны с помощью магических заклинаний и обрядов, восходящее корнями к древнеиндийским земледельческим культам. В форме «махаяны» и частично «тантризма» буддизм распространился из Северной Индии на территорию нынешнего Афганистана и советских среднеазиатских республик, Китая, Кореи и Японии, частично соединившись с даосизмом и синтоизмом и положив в Тибете начало ламаизму. В настоящее время организации буддистов в азиатских странах играют самую различную социальную роль — от антикоммунистической («традиционный буддизм» в Японии, ряд буддийских организаций в Бирме, Таиланде и других странах) до активной борьбы за национальную независимость (многие организации буддизма в Шри Ланке, Непале и пр.). В форме так называемого «дзэн»-буддизма получил за последнее время распространение среди части интеллигенции и молодежи США и западноевропейских государств.
Карманный словарь атеиста. Под общ. ред. М.П. Новикова. 7-е изд. М., 1987, с. 41-42.