Движение святости
ДВИЖЕНИЕ СВЯТОСТИ — одно из направлений в позднем протестантизме, возникшее в США в конце 19 века среди методистов. Согласно протестантской теологии, грешник в своей духовной эволюции проходит несколько «ступеней» («духовных кризисов», «духовных благословений»). Первой из них является обращение, т. е. когда человек уверует в бога, покается в содеянном грехе и поклянется в верном служении богу. В процессе обращения человек освобождается от так называемого «приобретенного» в индивидуальной жизни греха. Движение святости провозгласило главным достижение второй «ступени», связанной с рождением свыше, или освящением, — мгновенным чудесным перерождением человека, в результате чего он освобождается и от «первородного» общечеловеческого греха, достигая, таким образом, желанного состояния святости. Видимым проявлением этого состояния считается строжайшее соблюдение правил традиционной пуританской морали — отказ от курения, употребления алкоголя и др. Святость является лозунгом, знаменем этого движения. Идея святости внутренне противоречива. С одной стороны, освященный лишен греховных помыслов, но, с другой, святость может быть утрачена, и за ее сохранение надо постоянно бороться. Это с необходимостью порождало поиски новых, более мощных духовных средств борьбы за сохранение святости, что и привело к возникновению пятидесятнического учения о «третьем благословении», или крещении духом святым. Сохраняя в своем вероучении все основные догматы Движения святости, пятидесятники главное внимание в религиозной жизни уделяют именно крещению духом святым с сопровождающей его глоссолалией. В результате этого крещения они будто бы получают в пользование различные духовные пятидесятнические дары в качестве постоянных и самых сильных средств служения богу. Поэтому в современном Движении святости можно выделить два направления, которые не имеют четких разграничительных линий и нередко пересекаются между собой. Представителей одного из них называют «святыми» (церкви святости) и «перфекционистами» (стремящимися к самосовершенствованию), а других — пятидесятниками и харизматиками (стремящимися получить духовные дары). В 1951 —1952 годах консервативное крыло «святых» объединилось в Межцерковную конвенцию святости, ставящую своей целью не создание новой церкви, а борьбу с либеральными тенденциями в существующих. В настоящее время в США имеется около 60 самостоятельных и довольно больших по численности церквей святости, многие из которых ведут значительную миссионерскую деятельность в других странах.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 90-91.