Энергетизм

Энергетизм (НФЭ, 2010)

ЭНЕРГЕТИЗМ – философское учение, в основе которого лежит представление об энергии как субстанциальной и динамической первооснове мира. Получило развитие в конце 19 – нач. 20 в. преимущественно в трудах ученых-естественников. Наиболее известным и последовательным теоретиком энергетизма был немецкий ученый В. Оствальд. Согласно ему, «все явления природы могут быть подчинены понятию энергии». Понятие материи Оствальд заменил понятием «комплекса различных энергий, подчиненных пространству»; при этом пространство рассматривалось как энергия потенциальная.

Энергетизм (Подопригора, 2013)

ЭНЕРГЕТИЗМ — философское направление, считающее первоосновой всех явлений в мире энергию, которая трактуется как неуничтожимая субстанция, способная к разнообразным превращениям, а не как атрибут материальных объектов. Некоторые формы энергетизма носят характер мировоззрения, другие же ограничиваются областью какой-либо частной науки — физики, химии, психологии. Истоки энергетизма относятся к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии.

Энергетизм (Фролов, 1991)

ЭНЕРГЕТИЗМ — философская концепция, возникшая в конце 19 в. среди части естествоиспытателей. Сторонники энергетизма сводят все явления природы к видоизменениям энергии, лишенной материальной основы. В. Ф. Оствальд, Мах и другие, развивая энергетическую интерпретацию естествознания, отрицали научное значение атомистической теории. Но в дальнейшем, под влиянием успехов атомистики 20 в., они вынуждены были признать существование атомов. Идеи атомизма проникли и в само физическое учение об энергии: было открыто, что энергия может изменяться дискретными порциями — квантами.

Энергетизм (Кузнецов, 2007)

ЭНЕРГЕТИЗМ - философская система, согласно которой вся реальность (либо первооснова всех явлений в мире) есть энергия, понимаемая как неуничтожимая субстанция, а не свойство материальных объектов, и все процессы, физические и психические, есть изменения энергии. Становление Э. связано с появлением в физике закона сохранения и превращения энергии, сопровождавшимся рядом общетеоретических исследований, рассматривавших феномен энергии (Ю.Г. Мейер, В. Ранкин, Г. Хельм). Гносеологической основой Э.