Шизоанализ

ШИЗОАНАЛИЗ — одно из ведущих понятий постмодернистской философии, введенное Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их философском труде « Капитализм и шизофрения ». Этот термин служит для раскрытия и анализа современного понимания искусства, воспринимаемого постмодернистами в контексте их новой парадигмы.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 346-347.

 

Шизоанализ (Шапарь, 2009)

ШИЗОАНАЛИЗ (греч. schizo — разделяю, расщепляю, раскалываю и analysis — разложение) — одно из новейших направлений в философии и социологии, главным образом во Франции, восходящее к идеям философа и историка Ж. Делеза и философа и психоаналитика Ф. Гваттари в их совместной работе «Капитализм и шизофрения» (1972, 1980). Исходя из нетрадиционного понимания шизофрении и шизофренического опыта как явлений и процессов особого мира индивидуальных и групповых человеческих желаний, теоретики шизоанализа исследуют ряд бессознательных феноменов, определяющих и предопределяющих жизнь отдельных людей и социальных групп. Особое внимание они уделяют разработке теории маргинальных групп...

Шизоанализ (Головин, 1998)

ШИЗОАНАЛИЗ — одно из новейших направлений в философии и социологии, преимущественно во Франции, восходящее к идеям философа и историка Ж. Делеза и философа и психоаналитика Ф. Геаттари в их совместной работе «Капитализм и шизофрения» (1972, 1980). Исходя из нетрадиционного понимания шизофрении и шизофренического опыта как явлений и процессов особого мира индивидуальных и групповых человеческих желаний, теоретики шизоанализа исследуют ряд бессознательных феноменов, определяющих и предопределяющих жизнь отдельных людей и социальных групп.

Шизоанализ (НФЭ, т. 4, 2010)

ШИЗОАНАЛИЗ — термин, используемый Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в работе «Капитализм и шизофрения» (1972— 80) для обозначения их исследовательской методики. В работе выдвинуты два радикальных тезиса: 1) любым типам человеческой коллективности предшествуют маргинальные группы; 2) язык представляет собой несущественную часть неязыкового поля, состоящего из «машин желания». Мир желания (мир абсолютных возможностей), прославляемый шизоанализом, приравнивается к особого рода шизофреническому опыту, нетождественному клиническим формам шизофрении.

Шизоанализ (Грицанов, 1998)

ШИЗОАНАЛИЗ (греч. schizein - расколоть) - одно из направлений современного постструктурализма. Программым сочинением Ш. выступил двухтомный труд Делеза и Гваттари "Капитализм и шизофрения" (1972-1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х - начала 1970-х (особенно том первый - "Анти-Эдип"). В рамках парадигмы Ш. затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и пр. Спектр философских аспектов Ш.

Шизоанализ (Подопригора, 2013)

ШИЗОАНАЛИЗ [греч. … — расколоть]— одно из направлений современного постструктурализма. Программым сочинением шизоанализа выступил двухтомный труд Ж. Делёза и Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972-1980), объединивший критику структуралистских представлений и леворадикальные политические идеи конца 1960-х — начала 1970-х гг. (особенно том первый — «Анти-Эдип»). В рамках парадигмы шизоанализа затрагивается широкий спектр проблем философии, социологии, политологии, психиатрии, экономики и других наук. Спектр философских аспектов шизоанализа содержит критику теории репрезентации и вытекающую из нее традиционную структуру знака (означающее, означаемое, референт); критику фрейдовской концепции, в частности эдипова комплекса (установка шизоанализа на преодоление «эдипизации бессознательного») и других. Важным пунктом размышлений теоретиков шизоанализа стала также критика марксистски ориентированных интерпретаторов 3. Фрейда, в частности, раннего Г. Маркузе и В. Райха.

Шизоанализ (Кузнецов, 2007)

ШИЗОАНАЛИЗ — философско-политическая программа («политическо-психиатрический дискурс») радикальной ревизии европейской социокультурной парадигмы, предложенная Ж. Делезом и Ф. Гваттари. Концепция Ш. создавалась под сильным влиянием идей и событий мая 1968 г., чем в значительной степени объясняется ее провокационный и экстремистский пафос. Делез и Гваттари критикуют 3. Фрейда и систему психоанализа за игнорирование глубинного уровня бессознательного — социальных инвестиций и работы «желающих машин»: психоанализ замыкается в рамках системы семейных отношений, сводя бессознательное к театральному действию с участием одних и тех же заранее навязанных им персонажей (Эдипа и т.д.). Параллельно разворачивается критика структурализма как системы господства означающего: необходимо разрушить само представление о структурности и наличии организующего иерархического принципа. Бессознательное «не театр, а фабрика», не система детерминаций, а индетерминированное бесконечное производство, «желающая машина»...