Троянский конь

В бытность мою студентом истфака МГУ запомнил я рассказ преподавательницы латыни – про Троянского коня – и про переводчиков времен Второй мировой войны. Готовили их ускоренными темпами, эрудиции набирать было некогда – знание языка было приоритетным. Посему многого не знали. И вот однажды девушке-переводчице, вероятно, отличнице учебы, выпало переводить с немецкого аж на заседании Нюрнбергского трибунала. Да не кого-ни-попадя, а самого Геринга. Этот нацистский вождь говорил цветасто, используя образные выражения. «Начав военные действия против России, – восклицал Геринг, – мы тем самым к концу войны ввели в Центральную Европу Троянского коня большевизма…»

Переводчица всё грамотно переводила, а на Троянском коне запнулась, и советские участники заседания услышали в наушниках растерянный лепет девушки: «Появилась какая-то лошадь…»

Не слышала она никогда про Гомера, про «Илиаду» с «Одиссеей», про Агамемнона и Менелая. Но вы-то будете знать, что речь идёт не про «какую-то лошадь», а про Троянского коня!

Вячеслав Румянцев

 

Троянский конь (Утченко, 1962)

Ночь была морозная. Сильный ветер с моря продувал насквозь маленькую, наскоро сколоченную хижину. Генрих Шлиман и его жена гречанка София, несмотря на поздний час, не могли уснуть. Холод был настолько сильный, что от него нельзя было укрыться ни под какими одеялами. Даже Шлиман, много лет живший в Петербурге и привыкший к русским морозам, не мог заснуть в такую погоду.

...Была зима 1873 года. Уже второй год жили Шлиманы в глухом уголке Турции, занимаясь раскопками холма Гиссарлык. 

Само название холма подсказывало, что копать надо именно здесь. «Гиссарлык» по-турецки означает «место развалин». Местность очень походила на ту, где, по описанию Гомера, находилась древняя Троя, или, как ее иначе называли греки, «Священный Илион»...

Троянский конь (Редис, 1993)

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ. Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в «Илиаде» об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В «Одиссее» (4) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча но нему и выкрикивая имена людей, которые по ее предположению могли быть внутри; очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как. приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В «Одиссее» (8), при дворе Алкйноя, Одиссей просит Аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины, и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами...