Тождество

Тождество (НФЭ, 2010)

ТОЖДЕСТВО – понятие, обычно представленное в естественном языке либо в форме «a (есть) то же, что и b» или «a тождественно b», что может быть символизировано как «a = b» (такое утверждение обычно называют абсолютным тождеством), либо в форме «а есть то же по свойству Φ, что и b» (утверждения подобного вида называются относительным тождеством и могут быть символизированы как «а  = Φb»).

Тождество К.Г. Юнг)

Тождество (Identitat, Identity). О тождестве я говорю в случае психологической одинаковости. Тождество есть всегда бессознательный феномен, потому что сознательная одинаковость всегда предполагала бы уже сознание двух вещей одинаковых одна с другой и, следовательно, отделение субъекта от объекта, вследствие чего сам феномен тождества был бы уже упразднен. Психологическое тождество предполагает свою бессознательность.

Тождество и различие

ТОЖДЕСТВО И РАЗЛИЧИЕ - две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий Т. и Р. используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип Т. неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т.е. можно ли считать свойство Т.

Тождество (Конт-Спонвиль, 2012)

ТОЖДЕСТВО (IDENTITME). Совпадение, свойство быть таким же. Таким же, как что? Таким же, как такое же, иначе это будет уже не тождество. Таким образом, тождество есть в первую очередь отношение себя к себе (мое тождество это и есть я сам) либо, если речь идет не о субъектах, отношение между двумя объектами, являющими собой один и тот же объект. «В строгом смысле слова этот термин чрезвычайно точен, — отмечает Кин, — вещь тождественна самой себе и ничему другому, даже дубликату-близнецу» («Сущности», статья «Тождество»).

Тождества принцип

ТОЖДЕСТВА (ПРИНЦИП) (IDENTITE (PRINCIPE D'-). Принцип, на котором основано точное соответствие истины самой себе. Всякое существо есть то, что оно есть: а=а, р=р. Или, как еще более удачно выражались стоики: если а, то а, если р, то р. Если я живу, то я живу; если я делаю то, что я делаю, то я это делаю. Из чего вытекает только одно: абсолютная необходимость настоящего, которое является всем сущим. Принцип тождества делает мышление возможным, а истину — необходимой.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 624.

Тождество и различие

ТОЖДЕСТВО и РАЗЛИЧИЕ — две взаимосвязанные категории философии и логики. При определении понятий тождество и различие используют два фундаментальных принципа: принцип индивидуации и принцип тождества неразличимых. Согласно принципу индивидуации, который был содержательно развит в традиционной натурфилософии и эксплицитно сформулирован уже А. Боэцием, всякая вещь универсума обладает уникальными чертами. Из этого принципа вытекает проблема универсалий, которая формулируется в следующем виде: каким образом неповторимые индивиды содержат в себе нечто общее, т. е. можно ли считать свойство Т.

Тождество (Фролов, 1991)

ТОЖДЕСТВО — категория, выражающая равенство, одинаковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, неразличимыми, если и только если все свойства (и отношения), которые характеризуют А, характеризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Однако, поскольку материальная действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов, даже в их существенных, основных свойствах, не бывает. Тождество является не абстрактным, а конкретным, т. е.

Тождество (Кузнецов, 2007)

ТОЖДЕСТВО - категория, выражающая равенство, одинаковость предмета (вещи, процесса и т.п.) с самим собой или равенство нескольких предметов. О предметах А и В говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если все свойства (и отно-шения), которые характеризуют А, характе-ризуют и В, и наоборот (закон Лейбница). Категория абстрактного Т. характеризует внешнее Т., сходство, одинаковость. Однако, поскольку материальная действительность постоянно изменяется, абсолютно тождественных самим себе предметов (вещей, процессов и т.п.), даже в их существенных свойствах, не бывает.