Схематизм

СХЕМАТИЗМ (от греч. schema - наружный вид) - упрощенность в устном или письменном изложении мысли, теории, в графическом или ином изображении чего-либо, дающая лишь самое общее и приблизительное представление о реально существующем предмете или явлении. Склонность мыслить готовыми упрощенными схемами - один из видов догматизма и начетничества.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 425.

 

Схематизм (НФЭ, 2010)

СХЕМАТИЗМ (нем. Schematismus) – философское понятие, введенное Кантом в «Критике чистого разума» для обозначения действия, обеспечивающего возможность применения категорий к опыту: поскольку категории – это чистые рассудочные понятия, а феномены опыта – эмпиричны, то надо найти между ними опосредствующее звено, позволяющее связывать одно с другим, т.е. осуществлять синтез (результат его – схема). Кант называет действие по его осуществлению схематизмом, полагая, однако, что смысл его до конца постичь невозможно: «Схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть»...

Схематизм (Кузнецов, 2007)

СХЕМАТИЗМ в кантовской философии (нем. Schematismus) — обозначение определенных актов познавательной способности, играющих посредническую роль между другими способностями (обычно высшей и низшей) или же между общим и единичным. Особый интерес Канта вызывает проблема «схематизма чистого рассудка». Возникновение этой проблемы, которую Кант считал одной из труднейших для своей системы, связано с разнородностью чувственных и рассудочных представлений, при том что понятия рассудка должны применяться к предметам чувств (причем Кант отмечал, что трудность при любом решении до конца не устранима). Возможность подведения чувственных представлений под рассудочные понятия подразумевает наличие неких представлений-посредников, которые вбирают в себя как рассудочные (прежде всего всеобщность), так и чувственные качества. Это и есть схемы, рассматриваемые Кантом в рамках общего вопроса о функционировании трансцендентальной способности суждения. «Материальной» основой единства выступает всеохватывающая форма чувственного созерцания — время. Сами же схемы суть продукты чистого воображения (конкретные механизмы продуцирования, полагает Кант, остаются загадкой). Каждая из них содержит правило порождения созерцаний (или образов) для того или иного рассудочного понятия…