Шкала

Интервальная шкала

ИНТЕРВАЛЬНАЯ ШКАЛА (от лат. intervallum — перерыв). Средство упорядочивания исследуемых феноменов на основе следующего правила: элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью признака, при этом используется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия). Интервальная шкала дополняет идею ранжирования принципом равных интервалов между ранжируемыми явлениями, что закладывается в психологических гестах личности, установок или способностей (IQ).

Шкала (Шапарь, 2009)

ШКАЛА (лат. scala — лестница) — инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, в которой отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда.

В психологии и социологии различные шкалы используются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкала измерения: 1) шкала наименований — номинальная; 2) шкала порядка — ординальная; 3) шкала интервалов — интервальная; 4) шкала отношений — пропорциональная...

Шкала возраста

ШКАЛА ВОЗРАСТА (от лат. scala - лестница), система возрастных характеристик, применяемых для измерения возраста наступления тех или иных демографических событий, течения демографических процессов или возрастного состава населения. Изображается прямой линией с нанесенными на ней на одинаковом расстоянии точками, соответствующих последовательным значениям точного возраста или интервалам возраста. В качестве цены деления шкалы применяют, в зависимости от изучаемого процесса, дни, месяцы, годы, а также пятилетние или десятилетние интервалы возраста.

Шкала установок

ШКАЛА УСТАНОВОК — прием, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В прикладной социологии и психологии социальной шкала установок применяется как одно из главных средств анализа, ибо здесь объект измерения, прежде всего, — качества личностные. Построение шкалы установок связано с подбором таких суждений, что выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определенному социально-психологическому явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл.

Шкала оценок

ШКАЛА ОЦЕНОК — методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на оценках субъективных данного свойства, усредненных по группе экспертов. В психологии и социологии шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов. Шкала оценок имеет от пяти до одиннадцати интервалов, кои можно обозначить числами или же вербально.

Шкала (Головин, 1998)

ШКАЛА — инструмент для измерения непрерывных свойств объекта; представляет собой числовую систему, где отношения между различными свойствами объектов выражены свойствами числового ряда. В психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно четыре уровня, или шкалы измерения:

1) шкала наименований — номинальная;

2) шкала порядка — ординальная;

3) шкала интервалов — интервальная;

Шкала Векслера (Головин, 1998)

ШКАЛА ВЕКСЛЕРА — тест для измерения интеллекта, разработанный Д. Векслером в 1937 году. В Белвью на базе исследований интеллекта правонарушителей им создана шкала Векслера-Белвью (второе издание — 1946 г.). В 1949 году эта шкала была кардинально переработана и издана как шкала Векслера для измерения интеллекта детей — от 5 до 15 лет. В 1955 году создана шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых — от 16 до 75 лет.

Шкалы (Подопригора, 2013)

ШКАЛЫ [лат. scala — лестница] (в социальном исследовании) — способ упорядочения эмпирической социальной информации, система чисел и отношений между ними, изоморфная ряду измеряемых социальных фактов. С развитием общества получают распространение простейшие шкалы. Шкалирование как познавательный процесс, отличающийся введением точного определения измеряемых признаков и правил состояния шкалы нашло широкое применение первоначально в социальной статистике, а затем в социологии, психологии, экономике и других науках.