Гефест

Гефест (Вулкан)

ГЕФЕСТ, в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее черты огненной стихии. Сын Зевса и Геры, его супруга прекрасная Афродита. В римской мифологии ему соответствует Вулкан.

+ + +

ГЕФЕСТ (Ἥφαιστος) - в древнегреческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла; сын Зевса и Геры (хромой и уродливый). Его кузницы находились, согласно преданию, в вулканических местностях (на острове Лемносе, в Сицилии под Этной, где он работал с киклопами). У римлян - Вулкан.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-ист. развитии, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1953, т. 72.

 

Гефест

...Также, по преданию, у него была кузница под горой Этна. Дионис уговорил его вернуться на Олимп, чтобы прислуживать богам,— тема, которая часто иллюстрировалась на ранних греческих вазах. В «Илиаде» Гефест делает восхитительные вещи, такие как скипетр Агамемнона и доспехи Ахиллеса, но является также комической фигурой, снующей среди богов. В «Одиссее» певец при дворе Алкиноя рассказывает историю брака Гефеста и Афродиты: как Гефест поймал Афродиту в сеть, когда та занималась любовью с Аресом. Гесиод делает Гефеста создателем Пандоры, первой женщины, или человечества в целом (ср. Прометей). Поздние писатели, включая Вергилия, говорят, что ему помогали в кузнице Циклопы (см. Вулкан). Этой традиции следуют несколько широко известных постренессанских полотен, изображающих кузницу Вулкана, включая работы Тинторетто и Веласкеса. Дорический храм середины 5 века над афинской горой, который обычно называют Тезеумом, это на самом деле — Гефестеум или храм Гефеста.

Вулкан

ВУЛКАН. Римский бог огня, идентифицированный с Гефестом и иногда называемый Мульцибером, «плавильщиком». Вулкан с Циклопами, работающий в кузнице, представлял собой популярный сюжет для художников, и существует много второстепенных примеров наряду со знаменитыми картинами Тинторетто и Веласкеса; а Мортон в «Фонтанах Рима» описывает примечательное гидравлическое сооружение в садах Квиринальского дворца, датируемое концом шестнадцатого века — пещера с мраморными фигурами в натуральную величину, бившими молотами по наковальне, когда вода пускалась в механизм. Но самые замечательные изображения Вулкана дал Пьеро ди Козимо. Он почерпнул информацию у Лукреция и у Витрувия (отрывок в книге 2), где описывается примитивное начало цивилизации до открытия огня и добавляется странное замечание, что Вулкан был воспитан обезьянами. Вулкан почитался в магических трактатах, так как якобы имел способность на десять лет отсрочивать веления судьбы...