Бог

Бог (Ильичёв, 1983)

БОГ, в религиозных представлениях высшее сверхъестественное существо, верховный предмет религиозного культа. Представление о Боге как о личном и сверхприродном является определяющим признаком теизма. В противоположность этому в пантеизме Бог выступает как безличная сила, присущая природе, а подчас и тождественная ей. В деизме Бог представляется первопричиной, создателем мира, но этот мир развивается далее по своим естественным законам. В дуалистической древнеиранской религии маздеизма образу светлого Бога — Ахурамазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-Майнью.

Бог (НФЭ, 2010)

БОГ — в религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. В религиозных учениях, объединенных принципом теизма, утверждается личное бытие этого Существа, его личное от-ношение (любовь) к сотворенным существам, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения; таким образом, учение о Боге имплицирует тезис о том, что бытие в своем абсолютном пределе и на вершине ценностной вертикали — личностно.

Бог (Новиков, 1987)

БОГ — основное религ. представление. В современных религиях это, как правило, верховная сущность, наделенная высшим разумом, абсолютным совершенством, всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им. По христианским понятиям Бог — это истина, добро и красота. Возникновение идеи Бога связано с олицетворением первобытным человеком чуждых и враждебных ему стихийных сил природы. По словам Ф. Энгельса, „стремление к олицетворению создало повсюду богов" (т. 20, с. 639). Наряду с силами природы человеку противостояли столь же чуждые и враждебные общественные силы, с той же необходимостью господствовавшие над ним. „Фантастические образы, - писал Энгельс, - в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил"...

Бог (Грицанов, 1998)

БОГ - сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством. Персонифицирующая интерпретация единого Б. свойственна для зрелых форм теизма (см. Теизм), и формирование ее является результатом длительной исторической эволюции религиозного сознания. Исходные формы религиозных верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия) не порождают персонифицированной трактовки сверхъестественного.

Бог (Подопригора, 2013)

БОГ — фантастический образ, лежащий в основе религиозных верований и выражающий представление о сверхъестественном существе, которому якобы свойственно особое могущество. Б. непознаваем, является предметом слепого почитания и веры. В иудаизме и исламе вера в единого и всемогущего Б. (монотеизм) — главный религиозный догмат. В христианстве образ Б. также занимает центральное место, но это образ сложный, триединый (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой — Святая Троица).

Бог Спинозы

БОГ СПИНОЗЫ (DIEU DE SPINOZA). Полная противоположность Богу в привычном понимании слова (Бог). У Спинозы Бог — вечная и бесконечная истина, не имеющая ценности и смысла. Я бы сказал, что это безнадежно истинная истина, или безмолвная реальность. Этот Бог распознается по его молчанию. Поскольку все сущее истинно, Бог Спинозы также являет собой бесконечное множество всего, что существует (природа). Поэтому Бог не может быть творцом природы.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 73.

Бог (Конт-Спонвиль, 2012)

БОГ (DIEU). У древних греков и вообще в системе политеизма — бессмертное и блаженное существо. В монотеистических системах эти две характеристики сохраняются, однако утрачивают первостепенное значение, уступая онтологическому и нравственному измерениям: Бог — высшее существо, творящее и несотворенное (являющееся причиной самого себя), олицетворяющее высшее благо и справедливость; существо, от которого зависит все, но которое не зависит ни от чего. Бог есть действующий и персонифицированный абсолют.

Бог (Фролов, 1991)

БОГ—в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им; в иудаизме — Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой и т. д.). На ранних этапах развития религии понятия «Бог» еще не существовало (Анимизм, Тотемизм, Фетишизм). В условиях разложения первобытнообщинного строя, развития племенных объединений, появления классов и государства возникают образы племенных и государственных Богов. Представление о едином всемогущем Боге, царе небесном, сложилось как «отражение единого восточного деспота» (Энгельс). Теология использует идеализм, философски обосновывающий бытие Бога в виде абсолютной идеи, мировой воли, некоего безличного разумного начала. Причины возникновения идеи Бога, ее содержание и социальные функции раскрывают материалистическая философия и наука. Современная теология модернизирует традиционное представление об абсолютно авторитарном, трансцендентном и статичном Боге путем приближения идеи Бога к миру, обоснования таких форм божественной деятельности, которые бы свидетельствовали о его реальности и внутренней связи с природой и обществом.

Бог (Кузнецов, 2007)

БОГ — в религиозных системах духовное существо (в монотеистических религиях или одно из них — в политеистических), которое управляет миром, судьбами людей, предполагает веру в его существование и выступает в качестве объекта культа. Представления о Б. зависят от типов религий и культур, от стадии развития религиозного сознания. Б., как правило, наделяется свойствами необыкновенной силы, могущества, жертвователя блага и счастья, праотца и т.д. В большинстве случаев Б. предстает в антропоморфном облике. Наиболее ранним представлением о Б.

Бог (по Брокгаузу и Ефрону)

Бог. - Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма), как живых и личных существах, отдельных от природы и имеющих отношение к человеку. Сходясь в этих общих представлениях, свойственных всем религиям и составляющих существенную черту религии вообще, частные представления о Б. или о богах в различных религиях разнообразятся, смотря по национальности и степени культурности народа. Мы здесь не будем следить за этими частностями, которые рассматриваются в истории религий.